Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Дорога жизни. Часть II

Подготовка к строительству ледовой дороги ведется с октября 1941г.: из разных источников собираются сведения о Ладоге и ладожском льде. 14 ноября, после того, как ударили неожиданно крепкие для этого времени морозы (до -20? С), отдан приказ о прокладке ледовой автомобильной дороги через Ладожское озеро.

От Ленинграда до Ладоги всего 40 км, но климат там не такой, как в городе, - здесь холоднее и природа суровее. Кроме того, лед на Ладоге устанавливается позже, чем на Неве (прочный лед на озере по многолетним наблюдениям устанавливается только к середине декабря). Несмотря на то, что зима пришла в тот год в Ленинград раньше обычного, и уже 13 ноября лед на Шлиссельбургской губе стал, - Ладога в это же время еще привольно катила свои волны.

15,16 ноября, не взирая на потепление, на неустоявшийся лед одна за другой спускаются 12 разведывательных групп. 17 ноября мороз вновь усиливается и одной из групп удается добраться до Кобоны. (Командир группы Е.П. Гуров телефонирует в Ленинград, что трасса Осиновец - о-ва Зеленцы - Кобона нанесена на карту). 2 часа спустя на западной стороне Шлиссельбургской губы: по Вагановскому спуску, у Кокорево на лед выходит еще один разведотряд во главе с командиром отдельного мостостроительного батальона Л.Н. Соколовым (позднее - доктором тех. наук), вооруженный пешнями (заостренными ломиками, чтобы делать проруби во льду), санками, вешками (колышками для отметок опасных участков), веревками, спасательными кругами, с несколькими парами лыж впридачу. В составе отряда - только добровольцы, выбранные из наиболее физически крепких. В помощь им привлечены местные рыбаки знающие, каких "сюрпризов" и где именно можно ожидать от коварной Ладоги.

Рискуя жизнью (лед был еще очень непрочен), разведчики, где пешком, где ползком по проложенным на потрескивающий и гнущийся лед лыжам, пробираются вперед, составляя метр за метром маршрут, которому надлежит связать Ленинград с Большой землей. То и дело им приходится огибать промоины (если соскользнуть в нее, то выбраться невозможно - в миг затянет под лед, и даже те, кто рядом, не смогут помочь). Почти за двое суток группа Соколова проложила и обозначила вехами ледовую трассу, названную впоследствии Дорогой Жизни.

Датой открытия ледового пути в большинстве источников указывается 19 ноября 1941 г. Реально дорога начала функционировать с 22.11.41. До этого (20 ноября) по только что проложенной трассе прошел конно-транспортный батальон, доставивший к утру 21.11.41 в Осиновец на санных повозках первые несколько десятков тонн муки. Часть повозок в пути провалилась под лед, утонуло несколько возчиков. В тот же день вечером, по набирающему толщину льду на восточный берег Ладоги вышла разведколонна из 10-ти автомашин.

Первый обоз отправляется в Ленинград по льду Ладожского озера

В первые две недели существования ледовой дороги застряло, утонуло или было разбито вражеской авиацией 126 автомашин.

Печально известен злополучный 9-й километр Дороги жизни, который поглотил немало жизней за время ее существования. Здесь придется все время держать спасателей и дорожно-мостовые части, которые будут без конца перебрасывать мосты через трещины и разводья, прокладывать дополнительные маршруты, наводить переправы. Из-за снежных заносов и оседания льда потребуется переносить трассы, прокладывать их заново.
За зиму 1941/42 г.г. 30-километровая ледовая дорога строилась 55 раз.

С середины декабря 1941 г. Дорога жизни стала действовать, как отлаженная магистраль. Но это, конечно, была фронтовая дорога. Поток машин шел в любую погоду, под бомбежками, обстрелами. Прикрытие трассы с берега осуществляли корабли Ладожской военной флотилии, авиация и зенитные батареи. В Ленинград везли продукты, боеприпасы, топливо, а обратно машины вывозили истощенных детей и взрослых. (Этим же путем из города были депортированы 30 000 этнических немцев и финнов).
За зиму 1941/42 г.г. по льду Ладоги в Ленинград доставлено 361 109 тонн грузов, эвакуировано 514 069 человек. В первый военный сезон перевозки по ледовой дороге осуществлялись по 15.04.42.

Текст подготовила Анна Тирле