Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Градостроительство: диктатура железобетона и планировочных вариаций. Часть II

Повальное крупнопанельное строительство постепенно захватывает не только жилищную сферу - в 1960-х гг. под руководством архитектора В. Белова в Ленинграде развернулось массовое строительство типовых широкоформатных кинотеатров. В числе таких одинаковых с лица, штампованных оазисов самого важнейшего из искусств были кинотеатры: "Нарвский", "Прибой", "Максим", "Комсомольский" и др.

Прощальным приветом "советскому классицизму" стало новое монументальное здание Ленинградского ТЮЗа на Семёновском плацу (Пионерской площади), в которое он переселился с Моховой 19 мая 1962 г. (открытие было приурочено ко Дню пионерии). Новое здание Ленинградского ТЮЗаФасады театра облицованы известняком. Особенно внушителен и торжественен главный фасад - яркий пример послевоенной ленинградской "классики", но не помпезной, с обильным декором, а строгой, с чётко выверенными пропорциями. Возведённая по проекту А. Жука, М. Васильева и Т. Короткова, эта постройка, став доминантой обширной новой площади, закрыла перспективу Гороховой улицы, что стало определённым препятствием для развития транспортных связей между районами города.

Гостиница Россия,  пл. Чернышевского   

 

Одним из наиболее совершенных и законченных в поствоенном Ленинграде считается ансамбль площади Чернышевского (1957-1962), композиционным центром которого является 10-этажная гостиница "Россия" (арх.: Б. Журавлёв, П. Аренов, В. Струман), которая, в свою очередь, связывает ансамбль площади с застройкой Московского проспекта - памятника градостроительства 1930-1960-х.

   

Площадь Победы


Эту, одну из главных ленинградских магистралей, логически завершает площадь Победы (бывшая Средняя Рогатка) - парадный въезд в город на Неве. Здесь соединяются пути, ведущие на Москву и Киев. У площади по обеим сторонам проспекта, возвышаются 22-этажные дома башенного типа - как своеобразные пропилеи на въезде в город. Этот грандиозный ансамбль создавался несколько десятилетий, начиная с середины 1950-х, под руководством С. Сперанского. Здешние дома (с громадными квартирами, мастерскими художников и предприятиями службы быта в верхних этажах, универмагами в цоколе) почти лишены декора, своей монументальностью и торжественностью они обязаны удачным пропорциям. Важнейшее место в завершающем Московский проспект ансамбле заняли гостиница "Пулковская" и здание института "Электростандарт", между которыми в центре площади установлен памятник героическим защитникам Ленинграда.

Помимо строительства также благоустраивались городские площади и территории, реконструировались, восстанавливались и строились мосты. Так, в 1955 г. заново отстроен рухнувший в 1905 г. Египетский мост через Фонтанку (у входов на мост были вновь установлены сфинксы, в оформлении моста использовались египетские мотивы). К 1960 гг. восстановили разобранные в 1936 г. Московские ворота (многие утраченные части пришлось отливать заново); при обсуждении судьбы Обводного канала было решено канал сохранить и благоустроить его берега; в 1964-1965 гг. через Зимнюю канавку (в месте её впадения в Мойку) перекинут новый мост, облицованный гранитом; 05.11.1965 открыт для движения самый длинный мост через Неву - Александра Невского - 905, 7 м (пролёты моста установлены на опоры с помощью понтонов).

В годы "оттепели", поставившей точку под эпохой страшных гонений на Ленинград, наконец, было разрешено сооружение памятников, посвящённых жертвам блокады и обороне города. (Соответствующее решение власти приняли в 1956 г.). Памятникам предстояло появиться в местах, где в сентябре 1941-го удалось остановить фашистские войска. Архитекторы стали готовить свои проекты и выносить их на всенародное обсуждение. Также было разрешено сооружение мемориальных комплексов в местах массовых захоронений погибших. Увековеченные свидетельства памяти жертв и победы над врагом появились на Пискарёвском и Серафимовском кладбищах.

Пискарёвский мемориальный ансамбль был торжественно открыт 09.05.1960: в центре ансамбля горит Вечный огонь, зажжённый от огня на Марсовом поле. (На Марсовом поле 06.11.1957 был зажжён первый в нашей стране Вечный огонь). При создании мемориала А. Васильев - один из авторов проекта находился на месте проведения работ почти безвыездно и даже оставался тут ночевать. (Оба автора-архитектора, А. Васильев и Е. Левинсон - блокадники, им эта трагическая тема близка не понаслышке). Мемориал на Серафимовском кладбище был завершён к 27.01.1965 (автор проекта арх. Я. Лукин, работой скульпторов руководил Р. Таурит).

От имени всех ветеранов Великой Отечественной обратился к ленинградцам со страниц газеты "Смена" в феврале 1965 г. поэт М. Дудин - с призывом принять участие в создании т.н. "Зелёного пояса Славы" - посадить в память жертв войны деревья. Строительство "Пояса" завершили к 30-летию Победы: на кольце протяжённостью 200 км поднялось 80 памятников, обелисков и стел, вокруг которых разбили парки и скверы.

Текст подготовила Анна Тирле