Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Градостроительство: диктатура железобетона и планировочных вариаций. Часть III

После войны, прервавшей строительство метро, особенно остро встал вопрос о его необходимости для города. Ленинград расширялся, территория исторического центра стала лишь небольшой частью мегаполиса, в несколько раз превосходящего старый Петербург - наземный транспорт не справлялся с перевозками. Строительство метро стало не просто инженерной и архитектурно-художественной задачей, но также и социально-экономической.

  Станция "Площадь Восстания"

В сооружении ленинградского метро принимали участие десятки архитекторов (А. Гецкин, В. Шувалова, В. Хильченко, В. Попов и др.), инженеров, художников, скульпторов и других специалистов. Создавая проекты внутреннего убранства станций, архитекторы стремились разрушить впечатление подземелья. Вследствие этого, особенно нарядно оформили галереи 1-й очереди - 8 станций Кировско-Выборгской линии протяжённостью 10, 8 км ("Пл. Восстания" - "Автово"). При их отделке использовался разноцветный мрамор, мозаика, художественное стекло, фарфор, различные металлы; тщательно продумана система освещения вестибюлей.

Станция метро "Владимирская" 1955-1956 г.   

Станции были запущены в строй 15.11.1955. В том же 1955 г. на углу Московского и Загородного проспектов появилось здание Управления Ленинградского метрополитена, исполненное в духе советского классицизма. (Арх.: А. Андреев и А. Соколов).


2-ю очередь метро ввели в эксплуатацию 29.04.1961 - от ст. "Технологический институт" до ст. "Парк Победы". 01.07.1963 было открыто движение метро от ст. "Площадь мира" (Сенная) через ст. "Невский проспект", "Горьковская" до ст. "Петроградская".

 

Комплекс сооружений Ленинградского метрополитена можно без преувеличения считать самым грандиозным в городе. (Ныне действуют 4 линии: Кировско-Выборгская, Московская, Петроградская, Невско-Василеостровская, Правобережная - общей длиной около 100 км; более 50 станций). Многие из специалистов, создававших эту самую глубокую в мире подземную дорогу, посвятили её проектированию и строительству годы, и даже десятки лет.

Образ метро несёт на себе характерные черты того или иного знакового исторического периода нашей страны, его станции представляют собой своеобразные музеи времени: от торжественно-монументальных форм, свойственных архитектуре послевоенных лет (с обилием декора в экстерьерах и интерьерах) к экономно-безликим очертаниям периода "застоя" и до строгих современных решений. Кроме того, наземные павильоны некоторых станций стали важнейшими градостроительными доминантами и композиционными акцентами, организующими большие пространства.

Лучшие из них представляют собой синтез архитектуры, декоративного и инженерного искусства.

Текст подготовила Анна Тирле