Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культурная деятельность. Часть IV

Зимой музыку по радио передавать перестали. Прекратились и концерты в Филармонии. (С конца декабря 1941 г. оркестр уже физически не мог работать. Дирижер оркестра К.И. Элиасберг был настолько плох, что его собирались срочно эвакуировать). С 7 по 20 января 1942 г. радио молчало - город его не слышал.

По свидетельствам работников Радиокомитета, радиостанции работать не прекращали - аккумуляторные батареи позволяли осуществлять вещание даже в те дни, когда у большинства радио было безголосо (из-за отсутствия электроэнергии, обрывов сети). И в некоторых цехах заводов, госпиталях - там, куда электроэнергия еще подавалась, голос диктора был слышен.

В январе - самом тяжелом месяце блокады готовить передачи и организовывать выступления почти не удавалось. Пришлось пользоваться газетными материалами: зачитывали сводку Информбюро, несколько газетных статей и информаций. Бывало, что за целый день передачи составляли несколько минут, все остальное время из репродуктора доносился только стук метронома.

23 февраля 1942 г., после многих недель музыкального безмолвия прозвучал первый живой концерт: выступали ансамбль песни и пляски Политуправления Ленинградского фронта, ансамбль Балтийского флота, а также известные всему Ленинграду певцы: В. Легков, С. Преображенская, И. Нечаев и др. В это же время возобновляется деятельность симфонического оркестра, начинаются первые репетиции. С весны 42-го концерты симфонического оркестра и оперы в концертном исполнении становятся привычными, регулярно транслируются произведения русских и западных классиков.

Возникли новые жанры и формы радиопередач: концерты по заявкам слушателей (успех таких трансляций был необычайным), "Письма с фронта" (передача помогала людям разыскать своих близких). Непременными стали репортажи с места событий, рассказывающие о боевых действиях наших войск, о работе ленинградских предприятий. (За блокаду было сделано 350 таких репортажей). Блокадной действительности обязаны своим появлением такие программы, как "Театр у микрофона" и "Чтения с продолжением". До этого на радио было принято читать лишь небольшие отрывки из произведений, которые давали бы представление о таланте и мастерстве актера. Теперь у артистов была иная задача:
дать надежду, морально поддержать, ведь нужно было читать для людей, которые в большинстве случаев сами читать уже не могли. Специально для "Театра у микрофона" были подготовлены постановки: "Горе от ума", "Ревизор", "Враги", "Гроза". Вскоре к классическому репертуару добавились и произведения современных авторов.

В 1942 г. весь исполнительский план ложился на плечи 42 актеров и 5 режиссеров, которые, кроме того, выступали в госпиталях, выезжали с фронтовыми бригадами, а с октября (1942 г.) еще и играли на сцене Блокадного театра.

В 1943 г. читали и выступали на радио в "Театре у микрофона" 138 актеров. Готовили инсценировки и спектакли 13 режиссеров.

 

Текст подготовила Анна Тирле