Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть I

Нестабильная общественно-политическая обстановка в Петрограде, имевшая историческое значение для всей страны, не могла не влиять на прочие сферы жизни. В связи с беспорядками резко сократилось строительство. Примечательным с архитектурной точки зрения объектом, выстроенным в течение 1917 года, является лишь многоэтажный "доходный дом" на пересечении Каменноостровского и Большого проспектов (Большой пр., 75) - в его облике воплощены мотивы средневековых башен.

  Монумент «Борцам революции»

В том же 1917 г. (24 марта) на Марсовом поле был заложен памятник борцам революции; основана крупнейшая в мире Макаронная фабрика (которая в настоящее время размещается на Московском проспекте, 144).

Вместе с тем, обе революции дали "зелёный свет" всевозможным преобразованиям и нововведениям. Так 10.11.1917 было учреждено издательство Петросовета (впоследствии - Лениздат); придворный императорский оркестр переименован в Государственный (с 1921 г. он стал называться Государственным Симфоническим оркестром Филармонии). С 1917 г. ведет свою историю и старейшая киностудия страны - "Ленфильм", жизнь которой началась с создания Киноподотдела во Внешкольном отделе Государственной комиссии по просвещению. (До 1936 г., когда стало применяться название "Ленфильм", студия сменила множество наименований: "Киносов", "Совзапкино", "Ленинградкино", "Совкино", "Росфильм", "Союзфильм" - это всё одна студия).

Каземир Малевич   

Событиями в культурной жизни Петрограда в 1917 г. стали: образование в апреле Союза деятелей искусств (литературную курию в нём возглавил известный поэт-символист Ф. Сологуб); открытие Всероссийской книжной палаты, организованной известным литературоведом, руководителем Пушкинского кружка С.А. Венгеровым (палата начала работу 16 мая и функционировала до 1920 г.); открытие 28 октября 1-й выставки Общества А. Куинджи; опубликование поэмы А. Блока "Возмездие" (в январской выпуске "Русской мысли"); издание драматических произведений Н. Гумилёва "Дитя Аллаха" и "Гондолы".  

Даже в страшном голодном и кровавом 1918-м, когда, казалось, все были озабочены только физическим выживанием, петербургская интеллектуально-творческая "закваска" всё равно давала себя знать. Бунтарские идеи новой власти, обещавшей свободу творчества, материализовались в разных видах искусства - наступал звездный час русского авангарда. Управление в художественной жизни взяли в свои руки мастера левого направления. Вместо закрытой ими Академии художеств (оплота классического искусства) было учреждено новое учебное заведение - Свободные художественные мастерские. Художник-супрематист К. Малевич в 1918 г. открывает в Петрограде Музей живописной скульптуры. (В Москве подобный музей был создан только год спустя). Произведения искусства, которые недавно вызывали недоумение или даже возмущение жителей столицы теперь приветствуются, т.к. отражают общее настроение текущего момента - протест против всего традиционного, устоявшегося. Художественные выставки авангардистов проходили на Невском.

Воодушевлённые словами В. Маяковского, провозгласившего: "Улицы - наши кисти, площади - наши палитры", художники-авангардисты к 1 мая 1918 г. (объявленного новым государственным праздником - Днём солидарности трудящихся) украсили город на свой вкус - на стенах дворцов и крупнейших зданий повисли громадные панно, памятники императорам покрылись кумачовыми полотнищами. От этого город стал походить на гигантскую цирковую арену.

Mayakovsky misteriya buff unclean

Новые веяния захватили даже фарфор. На бывшем императорском фарфоровом заводе С. Чехонин, Н. Альтман, А. Щекотихина-Потоцкая и М. Лебедева создают новые орнаменты и сюжеты для росписи. Например, супрематические искания Малевича придали привычной посуде совершенно непонятные динамичные формы. Вместо традиционных пастушек и Коломбин Н. Данько воплощает в миниатюрных фигурках из фарфора образы революционного матроса, женщины-агитатора и др. героев новой действительности.

 

Текст подготовила Анна Тирле

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить