Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II

Ярким примером агитационного искусства являются театральные постановки режиссёров-авангардистов. Так к первой годовщине Октября (07.11.1918 по новому стилю) Вс. Мейерхольд поставил "Мистерию Буфф" В. Маяковского (декорации писал К. Малевич). Спектакль состоялся в Коммунальном театре музыкальной драмы (в помещении Петроградской Консерватории). Примерно в это же время С. Марджанов устроил на стрелке Васильевского острова грандиозные театрализованные действа: "Конец самодержавия" и "К мировой коммуне", на которых тысячи зрителей следили за восстанием Спартака, ходом Великой Французской революции, Парижской коммуны, мартовских дней 1917 г. в Петрограде.

В 1920 г. Н. Евреинов на Дворцовой площади поставил "Взятие Зимнего дворца" - театрализованное действо, в котором было занято 8 000 актёров, несколько броневиков, 150 прожекторов и даже крейсер "Аврора".

Событием в литературе стала публикация 18.02.1918 в газете "Знамя труда" поэмы А. Блока "Двенадцать". Это произведение вызвало диаметрально противоположные мнения и лишило поэта некоторой части поклонников. (У тех, кто не принял октябрьский переворот, поэма вызвала отчуждение к творчеству Блока в принципе).

По инициативе М. Горького 22.08.1918 организовано издательство "Всемирная литература", в задачу которого входит ознакомление советских людей с произведениями лучших писателей Европы и Америки. (Контора издательства находилась на Невском). Для многих литераторов издательство стало спасением от голодной смерти, несмотря на то, что деньги, выплачиваемые за переводы и редактуру, были очень небольшими. (Многие из переводчиков, публицистов, журналистов получали тогда продуктовую карточку 3-й или 4-й категории, прожить на которую было невозможно). Стараниями А.О. Доливо-Добровольского, в прошлом крупного дипломата, на Театральной улице (ныне ул. Росси) отрылся Государственный музей театра.

Поэт К. Чуковский и писатель А. Тихонов (редактор закрытой большевиками газеты "Новая жизнь") в 1919 г. создали литературно-художественную коммуну - ДИСК (Дом ИСКусств), которая заняла бывший особняк купцов Елисеевых на Невском. Его комнаты и гостиные (в которых члены коммуны проживали, как в общежитии) стали уникальным котлом, в котором бурлила творческая мысль: здесь устраивались диспуты, лекции, концерты, наконец, просто талантливо валяли дурака. Мероприятия проходили согласно принятому коммунарами расписанию: например, каждую среду по вечерам - концерт классической музыки, а в понедельник и четверг - поэтические семинары и т.д. В ДИСКе жили О. Мандельштам, А. Грин, В. Шкловский, М. Слонимский, В. Ходасевич и др; его семинарами руководили К. Чуковский и Н. Гумилёв; в коммуну захаживали А. Ахматова, А. Блок, А. Белый, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов.
В конце 1922 г. ДИСК закрыли - в связи с начавшимся НЭПом отпала необходимость содержать и кормить творческую интеллигенцию, а существование такого слишком вольного интеллектуального гнезда никак не совпадало с интересами власти.

В области технических и научных достижений памятной датой является 29 марта 1918 г. В этот день из Петрограда в Москву впервые был отправлен самолетом груз писем и пакетов, положивший начало деятельности отечественной авиапочты. А 1 декабря 1919 г. Пулковская обсерватория начала передавать в Петроград сигналы точного времени.

Текст подготовила Анна Тирле