Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Открытие Александринского театра

В 1816 году был объявлен конкурс на лучший проект здания театра на Театральной площади рядом с Невским проспектом (сейчас это пл. Островского). Лучшим признали работу архитектора Карла Росси, который к этому времени уже был известен в Петербурге как прекрасный мастер архитектурных ансамблей. Новая работа Росси стала еще одним блестящим подтверждением его удивительного таланта.

Участок, на котором предстояло работать мастеру, в 18 веке был территорией усадьбы Аничкова дворца. В начале 19 века  на углу Невского проспекта и Садовой улицы по проекту архитектора Е. Соколова построили здание для Публичной библиотеки, а участок между нею и дворцом передали Театральной дирекции. Здесь архитектор В.Бренна построил небольшой театр, который называли Малым. Но скоро стало ясно, что театр не вмещает всех желающих, да и центральная столичная магистраль диктовала свои условия - здесь должно было появиться большое и красивое здание.

Фактически Росси работал над улучшением проекта театра до самой своей смерти: сегодня исследователи знают о двадцати генеральных планах, в каждом из которых архитектор искал более совершенные решения. Результат многолетнего труда гениального архитектора действительно можно назвать совершенством.

Портрет архитектора Карла Росси   

otkrytie aleksandrinskogo teatra

Здание театра стоит в глубине площади, как бы превращая ее в огромную сцену. Его фасад выглядит удивительно простым, но одновременно торжественным и нарядным. В небольших нишах, рядом с белоколонным портиком - скульптуры муз трагедии и танца - Мельпомены и Терпсихоры. Над центральным объемом фасада прямо навстречу зрителю устремлена квадрига Аполлона, в руках которого лира и лавровый венок. Эта скульптурная композиция выполнена скульптором Пименовым, постоянно сотрудничавшим с архитектором. Росси сделал здание театра самым высоким среди окружающих площадь сооружений, он даже выше Аничкова дворца. . Театр находится на центральной оси площади, перед ним был разбит только невысокий зеленый сквер, позволявший любоваться с Невского проспекта панорамой площади. Однако в 1873 году в центре сквера появился памятник Екатерине II работы скульпторов Чижова и Опекушина, и, несмотря на то, что мы сегодня уже не мыслим Невского проспекта без этого интересного памятника, следует признать, что панораму площади он разрушил.

Росси проектировал и внутренне устройство театра, вникая, как всегда, во все детали. Огромный зрительный зал сделан пятиярусным, при этом каждый из ярусов имеет свою неповторимую отделку. Занавес, обивка мебели, драпировка лож были голубого цвета, который, сочетаясь с белым фоном и золочеными деталями, делал зал особенно нарядным. Потолок украшал живописный плафон, изображавший богов на Олимпе.

Для крепления ярусов архитектор впервые использовал металлические кронштейны. Из металла были сделаны и конструкции перекрытий. Кроме того, в подвале здания смонтировали систему центрального отопления, которая поддерживала определенную температуру во всех театральных помещениях. Архитектор позаботился о том, чтобы здание театра было действительно совершенным.

Но Росси не даром заслужил славу мастера ансамблей. Его прекрасное творение требовало соответствующей оправы, и он меняет планировку всей Театральной площади. Сюда обращен пристроенный к зданию Публичной библиотеки фасад, украшенный колоннами и статуями античных философов, писателей и ученых. С другой стороны на площадь выходят построенные также Росси павильоны Аничкова дворца. Но самое удивительное зрелище открывается с обратной стороны театрального здания - прямо от его центра уходит удивительная улица, которая сегодня по праву носит имя зодчего Росси.

2otkrytie aleksandrinskogo teatra

Длина этой улицы 220 метра, ее ширина и высота зданий - 22 метра. Наверное, будь эта улица немного длиннее - стало бы скучно от ее одинаковых объемов и пропорций, но архитектор нашел ту самую золотую середину, которая и составляет главную прелесть улицы. Стоит дойти до ее конца и оглянуться - улица превращается в галерею, которая зрительно упирается в совершенный по архитектуре фасад театра.


Новый театр торжественно открылся 31 августа 1832 года. Он получил название Александринского - в честь жены Николая I Александры Федоровны. В день открытия на сцене театра давали патриотическую трагедию М.В. Крюковского "Пожарский, или Освобожденная Москва". Но основу репертуара театра в 30-е годы составили все-таки водевили и мелодрамы, в которых играли прекрасные актеры В. Асенкова, В. и Н. Самойловы, Н. Дюр, И. Сосницкий. В 1836 году театр поставил "Ревизора" Гоголя, через несколько лет - его же "Женитьбу", потом пришло время пьес А. Островского, И. Тургенева. Постановки Александринского театра стремилась увидеть вся образованная публика, о них спорили в антрактах зрители, о них писали журналы. Позже один из петербургских театральных критиков совершенно точно отметил: "С того времени Александринский театр сделался главною резиденциею русской драматической труппы".

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Глинка Н. "Строгий, стройный вид..". М., 1992
2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века. СПб., 2000

 


Защитный код
Обновить