Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Пожар в Зимнем дворце

Вечером 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце возник пожар. Огонь появился в одной из дымовых труб и быстро перекинулся на деревянные конструкции здания. Уже через полчаса в залы дворца повалили густой дым, а затем начали гореть потолочные перекрытия. 

Немедленно вызвали гвардейские полки, интендантские команды - всего в горящем дворце собралось около 20 тысяч солдат. Вначале дали команду быстро сделать на чердаке кирпичную стену, чтобы не дать огню распространяться дальше, но выполнить этот приказ было уже невозможно из-за сильного задымления. Тогда все силы бросили на то, чтобы не дать огню распространиться в соседние здания Эрмитажа: переходы быстро заложили кирпичом, следили, чтобы на крыши не попали горящие обломки. Солдаты стали выносить из дворца вещи - документы государственных архивов, картины, мебель, скульптуры, люстры, часы, в общем, все, что только можно было унести. Дворцовые ценности складывали прямо на площади, вокруг Александровской колонны, на мостовую между Зимним дворцом и Адмиралтейством. Уже через несколько часов вся площадь превратилась в большой склад самых разных вещей. Наступила морозная ночь, но толпы людей не расходились. На глазах у всех прекрасный Зимний дворец полыхал, как костер.

Пожар продолжался трое суток. На месте дворца остались только обгорелые бревна, куски штукатурки, осколки разбитой посуды. В первый момент казалось, что Зимнего дворца нет и уже больше никогда не будет. Один из иностранных гостей Петербурга, увидев последствия пожара, написал, что на восстановление, если оно вообще возможно, уйдет не меньше четверти века. Николай I отвел для этого только год. 

Портрет архитектора Александра Брюллова   

Брюллов - Порудоминский В. И. Знамена славы. Глава восемнадц…

 Восстановительные работы начались сразу же. Уже через месяц все, что осталось от недавно еще грандиозного сооружения, было в лесах. Создали специальную строительную комиссию, в состав которой вошли архитекторы В. Стасов, А. Брюллов, инженер А. Штауберг. Стасову было поручено заниматься восстановлением дворца в целом и отделкой парадных залов, Брюллову - интерьерами остальных дворцовых помещений. В веденье комиссии поступили инженеры, художники, отделочники - всего в работах по восстановлению дворца участвовали около восьми тысяч человек.

Архитекторам предстояло решить, нужно ли восстанавливать ли дворец точно таким, каким его сделал Растрелли. Было ясно, что делать конструктивные элементы из дерева, как это было в середине 18 века, теперь не стоит, ведь уже появилась возможность заменить их металлическими. Поэтому главной задачей стало создание из металла облегченных конструкций для опоры кровли. Кроме того, балки, которые настилали между этажами, сделали из склепанных листов кровельного железа, соединенных болтами, и придали им эллиптическую форму. В конструкциях также нашел применение чугун, железные полосы в сочетании с раствором извести - прообраз будущего железобетона.

Чтобы облегчить своды, вместо кирпича использовали пустые горшки: их обмазывали известью, прикладывали друг к другу, для утепления покрывали войлоком, а сверху наносили еще один слой извести. 

Возрожденная Иорданская лестница   
   Зимнего дворца

Стены дворца восстанавливались быстро, уже через несколько месяцев началась отделка внутренних помещений. Интерьеры, созданные почти век назад Растрелли, повторить было невозможно, поэтому в прежнем виде в возрожденном дворце существуют только несколько помещений, в первую очередь, великолепная Иорданская лестница, по которой сегодня большинство посетителей поднимаются в залы Зимнего дворца. Но и здесь использовали новые технические возможности - вместо кирпичных оштукатуренных колонн установили монолитные из серого полированного гранита, бронзовые решетки на лестнице заменили мраморной балюстрадой.      

Большинство же залов возрожденного дворца были оформлены по-новому: появились классические Георгиевский, Гербовый, Фельдмаршальский залы, некоторые интерьеры сделаны в соответствии с входившим в моду подражанием стилям других эпох - Готическая гостиная, Помпейская галерея.

Внутренняя отделка велась круглый год, и для того, чтобы стены быстрее просыхали, зимой помещения натапливали до тридцати градусов. Работать с таких условиях было настолько тяжело, что рабочие вынуждены были надевать на голову что-то вроде шапок со льдом.

Ценой огромных усилий Зимний дворец был восстановлен за пятнадцать месяцев. Даже сегодня это воспринимается как настоящий подвиг, совершенный известными архитекторами и инженерами и тысячами безвестных строителей. Во время восстановительных работ были впервые использованы новые технические конструкции и приемы, новые художественные решения. Один из современников писал тогда: "Возобновление дворца есть учебная книга для будущих архитекторов и истинный подвиг для совершивших оное".

Удивительный и неповторимый Зимний дворец

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века. СПб., 2000
2. Здания и залы Эрмитажа. Л., 1982
3. Сайт государственного Эрмитажа

 


Защитный код
Обновить