Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Реконструкция Адмиралтейства

К началу 19 века Адмиралтейство - верфь-крепость, построенная еще Петром I, оказалась в самом центре столицы, которая на глазах росла и хорошела. Бастионы, которые никто не укреплял, постепенно "оплывали", ров, захламлялся, эспланада - открытое пространство перед крепостью - превратилась в луг. А рядом уже вырос роскошный Зимний дворец, с другой стороны построили здание Сената, на площади перед ним был установлен памятник Петру I работы Фальконе, на месте бывшей Морской слободы появились богатые каменные дома.

Поэт Батюшков как-то записал фразу из разговора об Адмиралтействе: "Помню эту безобразную длинную фабрику, окруженную подъемными мостами, рвами, глубокими, но нечистыми, заваленными досками и бревнами….".

Придать Адмиралтейству "приличный вид" поручили архитектору Андреяну Захарову, который был в начале 19 века профессором архитектуры Академии художеств. В 1805 году его назначили "Главных Адмиралтейств архитектором". В обязанности Захарова входила работа со всеми проектами, касающимися Морского ведомства, ему самому приходилось проектировать разные мелкие постройки - казармы, склады, маяки. Но это не помешало архитектору заняться главным - реконструкцией здания самого Адмиралтейства.

    ruadmiralty

Адмиралтейство к этому времени перестало быть только верфью: здесь размещалось еще и Главное управление Морского ведомства России. Поэтому при реконструкции всего комплекса нужно было учитывать все: верфи необходим выход к воде, а главное управление - административное учреждение, которое должно иметь парадный городской фасад. Вначале предполагалось, что Захаров только фасадом и займется, и стены здания скроют всю неприглядность промышленного предприятия, каким являлась верфь. Но Императору Александру I не понравилось, что перестроенный вплотную к воде восточный корпус Адмиралтейства закрыл вид на Неву из Зимнего дворца, и архитектору пришлось перерабатывать проект.

В конечном варианте весь комплекс Адмиралтейства объединил в одно целое производственные корпуса и административное здание. Боковые фасады, выходящие к Зимнему дворцу с одной стороны и к зданию Сената с другой, архитектор спроектировал строгими и по-настоящему торжественными. На угловых выступах, обращенных к Неве, сделаны большие арки, под которыми проходили каналы. И даже эти, чисто практические сооружения Захаров выполнил так, что арки со стороны Невы воспринимаются как триумфальные ворота. 

Знаменитая башня Адмиралтейства -  
архитектурный центр Санкт-Петербурга  

lrg 35630

Сложнее всего было решить планировку центрального, обращенного к городу фасада, ведь его длина должна была составить более 400 метров. Захаров разделил эту огромную, в чем-то похожую на крепостную стену на три части: в центре - устремленная вверх башня со шпилем, по сторонам - портики с колоннами. Благодаря этому длинный фасад не производит однообразного впечатления. Шпиль, венчающий главную адмиралтейскую вертикаль, задумал еще Петр I, и уже в 30-е годы 18 века именно этот шпиль стал ориентиром при планировке материковой части столицы. Захаров бережно сохранил старую деревянную башню, поведя под нее новое основание, и поместил на конце "адмиралтейской иглы" уже знакомый петербуржцам маленький кораблик - один из символов Петербурга. 

Особая роль в оформлении здания Адмиралтейства принадлежит скульптуре, где каждая деталь подчинена идее прославлении России как могущественной морской державы. Можно долго ходить вокруг здания, рассматривая маски на замковых камнях, скульптурные группы нимф, поддерживающих земные сферы, по сторонам главных ворот, а над нами - настоящую драматическую композицию "Заведение флота в России", скульптуры греческих героев на крыше нижнего яруса башни, двадцать восемь фигур, олицетворяющих времена года, ветры стихии над колоннами верхнего яруса. Темы для всех статуй и рельефов заданы самим Захаровым, он же разработал рисунки, определяющие размеры и композицию скульптур, а над воплощением замысла работали прекрасные русские скульпторы Ф. Щедрин, С. Пименов, В. Демут - Малиновский. Без скульптуры представить Адмиралтейство невозможно, оно просто потеряло бы значительную часть своей выразительности. 

   Кораблик на шпиле Адмиралтейства -  
   один из символов Санкт-Петербурга

001К сожалению, самому Захарову не пришлось увидеть главное творение его жизни во всем великолепии: он умер в 1811 году, когда строительство Адмиралтейства еще не закончилось. Работы здесь продолжались до 1819 года, и многое получилось не так, как замышлял архитектор: он хотел, например, сохранить каналы, которые проходили со стороны Адмиралтейской площади, перекинув через них гранитные мостики. Каналы засыпали, а на их месте разбили бульвар, ставший модным местом для прогулок. Деревья на бульваре со временем разрослись, и в результате пропала возможность увидеть центральный фасад Адмиралтейства полностью. Сегодня здесь - знакомый и любимый всеми Александровский сад.

В 70 годы 19 века, когда Адмиралтейство потеряло роль судостроительной верфи, было принято решение проложить рядом с ним невскую набережную. Территорию, ограниченную зданием, разбили на семь участков, и продали их под частную застройку. Разностилевые сооружения, появившиеся здесь, еще больше исказили замысел Захарова и отделили Адмиралтейство от Невы.

Но несмотря на все многочисленные изменения даже сегодня, когда прошло без малого двести лет с тех пор, как жители Петербурга впервые увидели здание Адмиралтейства во всем великолепии, творение Андреяна Захарова не утратило своей значимости. Оно по-прежнему остается архитектурной доминантой центральной части города, центром огромного ансамбля трех площадей - пл. Декабристов (бывшей Сенатской), Адмиралтейской и Дворцовой. По словам одного из современников Захарова, "Адмиралтейство в Санкт-Петербурге - здание огромнейшее и... единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю…" 

  Скульптурная группа «Нимфы,   поддерживающие земную сферу» 

DSC 0381

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века. СПб., 2000
2. Глинка Н. "Строгий, стройный вид..". М., 1992
3. Лисаевич И.И. Санкт - Петербург. Архитектурный портрет. СПб., 2002
 


Защитный код
Обновить