Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Воскресители петербургской легенды: театр, балет, литература («самиздат»). Часть I

ХХ-й съезд партии с его разоблачением культа личности подвёл черту под без малого тремя десятилетиями вечной мерзлоты сталинского правления и (в который раз) во многих душах советских граждан затеплились надежды на нормальную, человеческую жизнь. Первым на тёплые течения, носившиеся в воздухе, отреагировало искусство.
С 1 по 25 апреля 1954 г. в Ленинграде впервые после 1917 г. состоялись выступления иностранной труппы: гастроли французского мольеровского театра "Комеди Франсез". (Они проходили в помещении Малого оперного театра).

В разгар хрущёвского "гольфстрима" на театральном небосклоне Ленинграда появляется новая величина: в 1956 г. в Большой драматический театр (тогда им. Горького) главным режиссёром назначен Г.А. Товстоногов. Благодаря его творческой энергии, спектакли и труппа БДТ сделают Ленинград в грядущие 60-е экватором театральной жизни страны наравне с Москвой.

Товстоногов Георгий Александрович    

Значимую роль в творчестве Товстоногова играла драматургия А. Володина. Его персонажи поступали и вели себя, как в реальной жизни, пытались найти смысл и немного радости в окружающей их угрюмой, бессмысленной жизни. Нет, они вовсе не думали вступать в конфронтацию с режимом, но, тем не менее, не становились традиционными для советского бытия винтиками в государственной машине. Это оригинальное использование Володиным чеховской техники было крайне необычным для советской сцены того периода и невероятно бесило официальных критиков. Володин со своими обыденными, узнаваемыми, подчас асоциальными героями подрывал догмы соцреализма.

Нелюбовь официоза с лихвой компенсировали повышенный зрительский интерес и признание. Люди буквально оккупировали Фонтанку, когда шли "Пять вечеров" или "Старшая сестра" - билеты на эти спектакли достать было невозможно. Минуя академичную Александринку (театр драмы им. А.С. Пушкина), где ещё блистали пятеро народных - Н. Симонов, Н. Черкасов, В. Меркурьев, Ю. Толубеев, А. Борисов, публика валом шла в БДТ на "Идиота" и "Горе от ума", восторгаясь молодыми дарованиями - С. Юрским, Т. Дорониной, И. Смоктуновским. (Чтобы посмотреть спектакли, многие специально приезжали из Москвы).

С. Юрский - Чацкий, Т.Доронина - Софья

В "Горе от ума" Юрский потрясал публику неожиданной интерпретацией Чацкого - прототипа современного диссидента. Над авансценой Товстоногов повесил эпиграф к спектаклю: "Угораздил же меня Бог с умом и талантом родиться в России…". А.С. Грибоедов". (После нескольких представлений ввиду настоятельных "рекомендаций" партийного начальства режиссёр снял эпиграф).

Манифестом возвращения в Ленинград важнейшей для города традиции Достоевского стал спектакль "Идиот", в котором Смоктуновский (игравший князя Мышкина) являл вершины русской школы одухотворённой игры. (До этого Ф.М. Достоевский числился в ряду запрещённых идеологией писателей, как "реакционер и мистик".

После реабилитации на сцене БДТ произведения этого классика русской литературы стали вновь появляться в культурном обиходе).


В Театре комедии в это же время царил Н.П. Акимов, этот петербургский парижанин эпохи борьбы с архитектурными излишествами, который поражал зрителей алюзиями в шварцевских "Обыкновенном чуде" (1956) и "Драконе" (постановка 1962 г.).
Е. Шварц и Н. Акимов ещё в 1944 г. пытались провести "Дракона" на советскую сцену под видом "антигитлеровской" сатиры. Но даже в годы войны, когда идеологическая цензура была сравнительно слабее, "Дракона" немедленно и безоговорочно запретили. (Советский зритель без труда узнал бы современную ему, окружающую реальность: с атмосферой немыслимости борьбы с насилием и попытками общественного сознания оправдать то, что оправдать невозможно). "Дракона" разрешили ставить только в 1962-м, спустя 4 года после смерти автора. (В 1989 режиссёр М. Захаров снял по этой пьесе телевизионный фильм "Убить дракона" с О. Янковским в главной роли).

Текст подготовила Анна Тирле