Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Идеологические кампании в сфере культуры: «ленинградская тема», гражданская казнь Ахматовой и Зощенко, борьба с космополитизмом, «лучше меньше да лучше». Часть I

К концу 1940-х Ленинград перестаёт быть литературной столицей. В конце войны или вскоре после неё многие видные писатели перебрались в Москву (В. Инбер, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов и др.). А вслед за этим по литературе Ленинграда был нанесён страшный удар постановлением ЦК партии от 14.08.1946 "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" и агрессивной критикой, превратившейся в гражданскую казнь А. Ахматовой и М. Зощенко.

Предвестником угрозы, нависшей над изданием, стали опубликованные в № 7-8 за 1945 г. материалы "Дискуссии о ленинградской теме", которая состоялась в апреле того же года в Ленинградском отделении союза писателей (далее - ЛОССП). Эта дискуссия, которая носила преимущественно односторонний характер, разъясняла деятелям литературы, что есть "ленинградская тема", т.е., проще говоря, о чём и как им следует писать, а именно: "…это тема исторического своеобразия нового типа человека, способного вынести любые трудности и лишения во имя воодушевляющей его высокой идеи - советского патриотизма". После публикаций материалов "Дискуссии" журналу "Ленинград" оставалось жить чуть более года. В нём по-прежнему печатались многие ленинградские поэты и писатели, в т.ч. М. Зощенко, А. Ахматова, О. Форш, В. Шеффнер и др. По-своему художественному уровню и разнообразию публикаций этот тонкий журнал не уступал "Звезде", в которой, впрочем, печатались те же авторы. После выхода постановления от 14 августа 1946 г. "Ленинград" выпустил свой 12-й номер, и на этом его существование прекратилось.

Жесткой "проработке" подверглись писатели, которые правдиво показывали трагедию осаждённого города. Так, В. Инбер, Н. Чуковского, Е. Фёдорова, Н. Кратте обвиняли в опошлении великой темы, в порочности изобразительных средств, в увлечении натуралистически выписанными деталями блокадного быта и т.п. Особенно досталось Инбер за публикацию отрывков из её блокадных дневников, в которых присутствовали "художественно безвкусные, отталкивающие клинические описания". (Такие, как, например, описания измождённых от голода дистрофиков).

Точно также О. Берггольц просили не выступать в Москве с рассказом о тысячах голодающих ленинградцев - на любые упоминания о страданиях людей, трагизме блокады налагалось табу.
Запрет на всесторонне освещение "ленинградской темы" коснулся не только литераторов.

Анна Ахматова и Ольга Берггольц. 1946 г.   

Вскоре был закрыт, а точнее, разгромлен Музей обороны Ленинграда в Соляном городке, большинство экспонатов которого также не настраивали на весёлый лад.

Позорному документу ЦК ("О журналах "Звезда" и "Ленинград"") предшествовало кулуарное выступление Жданова. (Поэтому документ впоследствии и получил название "ждановского"). Бывший партийный босс Ленинграда в то время выполнял роль общенационального идеолога и "специалиста" по вопросам искусства. В Кремль "на ковёр" были вызваны ленинградские партийные и литературные функционеры. Собрав аудиторию, "специалист" по искусству в свойственной ему хамской манере обрушился на Ахматову и Зощенко, задав тон последующим драматическим событиям. (Разумеется, инициатива этой и других акций в сфере ленинградской культуры исходила не от него, а от Отца народов).

Исполняя поручения вождя, Жданов неоднократно выступал в Ленинграде на собраниях, куда сгоняли местную партийную и литературную элиту. Пересказывая сталинские директивы, Жданов добавлял и кое-что от себя. Например, Зощенко был обозван им "беспринципным и бессовестным хулиганом, пошляком, подонком литературы, который привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, советскими людьми, прикрывая это глумление маской никчемной юмористики… изображая людей и самого себя, как похотливых зверей, у которых нет ни стыда, ни совести. Об Ахматовой этот штатный идеолог выразился не деликатнее: "… до убожества ограничен язык её поэзии - поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней…".

Текст подготовила Анна Тирле