Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Идеологические кампании в сфере культуры: «ленинградская тема», гражданская казнь Ахматовой и Зощенко, борьба с космополитизмом, «лучше меньше да лучше». Часть III

В новой охоте на ведьм - борьбе с "безродными космополитами", преклоняющимися перед иностранцами, Ленинград с его исторической ориентированностью на европейскую культуру не мог не оказаться в эпицентре событий. Его не без оснований считали прямым наследником Петербурга, от которого и пошла "вся иностранная зараза". Поэтому любые связи с Западом обрубались топором. Доходило до нелепостей, переходивших в гротеск: в Ленинграде исчезла улица Эдисона, кафе "Норд" переименовали в "Север", сыр "камамбер" стали называть "закусочным", а французскую булку - городской.

Однако трагические последствия последней сталинской кампании оказались куда более важными. Тысячи людей были изгнаны с работы, многие арестованы. Так, арестовали теоретика искусства и критика Н. Пунина (второго мужа А. Ахматовой). Его отправили в Сибирь, где он и умер. В 1949 г. забрали Г. Гуковского, одного из ведущих ленинградских историков литературы, пушкиноведа и специалиста по Н.В. Гоголю. Вскоре после ареста Гуковский умер в тюрьме. Гонения постигли и многих других ленинградских учёных - Б. Томашевского, В. Жирмунского, Б. Эйхенбаума. (Б. Эйхенбаум - видный ленинградский интеллектуал, авторитетная величина ещё в дореволюционном Петербурге. Вместе с В. Шкловским и Ю. Тыняновым он был лидером общества по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ) - новаторской группы, исследовавшей литературу, как сумму "формальных приёмов"). На бесчисленных собраниях их поносили за "буржуазный космополитизм" и "низкопоклонство перед Западом".

Набирающая обороты кампания докатилась и до культурной гордости Ленинграда - студии "Ленфильм". В начале 1950-х по распоряжению Сталина она была фактически закрыта. Согласно новой установке вождя, незачем снимать много фильмов, т.к. вместе с подлинно выдающимися произведениями неизбежно создаются средние, проходные картины, а то и вовсе бездарные и вредные. Количество фильмов должно уменьшиться, но при этом должно повыситься их качество. Иначе говоря, пусть будет меньше, но непременно шедевров. (Итого: пары-тройки картин в год вполне хватит для утоления культурной жажды трудящихся).

Политика малокартинья стала общей для всей советской кинематографии, но для сотрудников ленинградской киностудии эта мера представлялась тем более удивительной и несправедливой, поскольку "Ленфильм" был во многом детищем Сталина, причем, любимым. (Если Сталину что-то и нравилось в Ленинграде, так это был "Ленфильм").

Роль кино в жизни государства, как важнейшего из искусств, определил Ленин. Но именно Сталин сделал советское кино мощным и эффективным орудием своей политики. Пожалуй, ничего другого диктатор так последовательно и тщательно не программировал, как будущие киноленты. Он часто встречался с ведущими советскими кинорежиссёрами, предлагал им идеи для новых картин (которые, разумеется, немедленно осуществлялись), внимательно читал и корректировал сценарии, активно участвовал в обсуждении завершённых произведений и, наконец, щедро награждал создателей и актёров, если считал, что они того заслуживают. В этом смысле Сталин походил на голливудского продюсера, с той разницей, что продюсер мог лишить артиста заработка, а Сталин - и самой жизни. За работой "Ленфильма" этот всевластный кремлёвский продюсер наблюдал особенно пристально.

К концу 1940-х прежнее ведущее значение "Ленфильма" сошло на нет. Распался триумфальный дуэт Г. Козинцева и Л. Трауберга. Одним из последних фильмов студии, погремевшим на всю страну, стала "Золушка" Н. Кошеверовой по сценарию Е. Шварца - она вышла на экраны в 1947 г. (Художником картины был Н. Акимов; в главных ролях снялись: Я. Жеймо, Э. Гарин, Ф. Раневская, В. Меркурьев и др. звёзды отечественного кино).

Текст подготовила Анна Тирле