Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Большое строительство: восстановление города. Часть III

Генеральный план развития Ленинграда образца 1939 г. к этому времени во многом устарел, да и война внесла в него свои коррективы. Поэтому в 1948 г. АПУ утвердило новый генплан. Было решено отказаться от мысли переместить деловой и административный центр в южную часть города. (По предыдущему плану исторически сложившийся центр города предполагалось перенести с севера, из старого Петербурга, на юг - в конец Московского проспекта, которому предстояло стать основной парадной магистралью, соединяющей старый и новый центр).

Новая программа предусматривала равномерное развитие города в южном, северном и западном направлениях. Это должно было обеспечить гармоничный рост Ленинграда, связь всех его частей с центром, расположенным в дельте Невы. Так, в план закладывалась не только застройка новый районов, но и реконструкция старых. Например, реконструкция Невского проспекта, Финляндского вокзала.

Преображение района Финляндского вокзала стало наиболее крупной стройкой Выборгского района. (Реконструкционные работы осуществлялись целым коллективом архитекторов под руководством Н.В. Баранова). Была создана новая площадь - с запада, соединённая с Петроградской стороной "Боткинской прорезкой" (Боткинскую улицу продлили до Финляндского вокзала), а старую площадь Ленина расширили, доведя её до Арсенальной набережной, которая также перестраивалась. Появилось здание райисполкома. Памятник вождю мирового пролетариата переселился в центр парадной площади. Отправной точкой системы координат этого ансамбля - его улиц и площадей стало новое здание Финляндского вокзала.

В Смольнинском районе строилась предмостная площадь и прямой въезд на Охтинский мост у Смольного. (Это был 1-й этап реконструкции территории, прилегающей к Смольному). Менялась Малая Охта - её перестройка началась в 1945 г. по проекту арх. А. Бартучева и, позднее А. Васильева. Значительным объектом реконструкции во Фрунзенском районе стала территория бывшего ипподрома, разрушенного и сгоревшего после массированных бомбардировок. Началом масштабного градостроительного преобразования была расчистка прибрежной зоны Гавани на Васильевском острове. (Эта операция была предусмотрена 1-й очередью в ряду мероприятий по осуществлению выхода на западе острова к берегу моря). В Октябрьском районе реконструировалась Обуховская площадь на Фонтанке; завершалась начатая до войны реконструкция Сенной площади (пл. Мира). Постепенно город приобретал нормальный мирный облик.

В 1950-1951 гг. видоизменился Невский проспект. С него сняли трамвайные пути, заасфальтировали и расширили тротуары, озеленили боковые улицы, восстановили аллеи возле Гостиного двора, отремонтировали фасады зданий. Затем реконструкционная очередь дошла до Владимирского и Литейного проспектов, Университетской набережной и набережной Робеспьера.

Также восстанавливались претерпевшие разрушения предприятия и административно-хозяйственные объекты, инженерные сооружения. Оживали огромные цеха "Электросилы", Кировского, Ижорского, Невского, Металлического заводов и др. промышленных гигантов.
В 1946 г. возобновлено строительство метро, создан специальный институт - Ленметропроект. Подземные галереи и станции прокладывали на значительной глубине. (Ленинградский метрополитен является самым глубоким в мире. Открытие его первой линии произойдёт 15.11.1955).

Текст подготовила Анна Тирле