Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Изменение политики в отношении Церкви. Принятие в лоно РПЦ обновленцев. Часть IV

Помимо налаживания церковной жизни на освобожденной территории, не менее важным было открытие новых храмов. Заявления по этому поводу стали поступать в Совет по делам Русской Православной Церкви (СД РПЦ) с декабря 1943 г. - сразу после утверждения Совнаркомом предложения Совета о порядке открытия церквей. Очень скоро число подобных ходатайств уже шло на десятки. Так, только за 1944 год в разные властные структуры жителями Ленинградской области было подано около 80 заявлений.

Одновременно с прошениями верующих об открытии храмов к Уполномоченному Совета по делам РПЦ в Ленинграде поступали и прямо противоположные обращения представителей местной общественности - о передаче здания закрытой перед войной церкви, действовавшей во время оккупации или открытой после 1945 г. под клуб, спортзал и т.п.

Между тем, правительство совершенно не желало усиления влияния Церкви в народе, и в связи с этим делало всё, чтобы уменьшить число возрождаемых храмов. Так, В. Молотов в беседе с главой СД РПЦ Карповым высказывался следующим образом: "Открыть церкви в некоторых местах придется, но надо будет сдерживать решение этого вопроса". В 1947 г. из 29-ти поступивших в Совет ходатайств об открытии церквей, большинство из них было отклонено.

В Ленинградской области к концу 1944 г. зарегистрированы 3 новые церкви; в 1946 г. 2 новых храма открылись и в самом Ленинграде. 17.04.1946 возвращена верующим и вновь открыта церковь Пресвятой Троицы (Кулича и Пасхи) на пр. Обуховской обороны (Шлиссельбургский тракт, 235). Также в этом году был возвращён Свято-Павлоский собор в Гатчине. Под личным наблюдением митрополита здесь до 1949 г. велись восстановительные работы. Восстанавливается пострадавший от бомбардировок и обстрелов Князь-Владимирский собор и др. храмы Ленинграда. Восстановлена и возвращена верующим Смоленская церковь (на Смоленском кладбище), Александро-Невская церковь в Красном Селе.

Начавшийся в войну процесс сближения Церкви и государства к 1947 г. приостановился, даже пошёл вспять. С этого года снова отмечается усиление антирелигиозной борьбы. Как и в 1920-1930-х гг. главным энтузиастом атеистической пропаганды становится комсомол и его печатные органы (газета "Комсомольская правда" и журнал "Молодой большевик").

А с 1949 г. постепенно принимаются меры для сокращения числа действующих церквей. Снова становится общепринятой нормой наплевательское,
а чаще откровенно варварское отношение к церковным зданиям со стороны городских властей. (Что неудивительно, т.к. эта привычка выработалась еще в 1930-х гг.). В 1950 г. вспомнили и про методы воздействия предвоенных идеологических кампаний - притеснение и преследование верующих. Как и тогда в ходу применение различной тяжести наказаний от дисциплинарных взысканий и исключения из рядов ВКП (б) до увольнения с работы за "примиренческое отношение к религии и церкви", за "прямое содействие церковным организациям в их работе". Власть по-прежнему рассматривала религию как чуждое социализму явление.

Текст подготовила Анна Тирле