Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Основание «порцелиновой» мануфактуры

В 1744 году под Петербургом была основана первая в России "порцелиновая мануфактура".

Впервые изделия из фарфора, или, как его тогда называли "порцелана" ("порцелина") привез в Европу из Китая в конце 13 века известный путешественник Марко Поло. До начала 18 века Китай так и оставался единственным поставщиком фарфора для дворов европейских монархов. Фарфоровые предметы ценились настолько, что покупались буквально на вес золота, т.е. за них отдавали столько золота, сколько они весили. Естественно, что европейцы стремились получить свой "порцелан", ведь обладатель секрета изготовления фарфора мог бы стать безмерно богатым.

В 1709 году немецкий химик И. Бетгер сумел добиться нужного состава фарфоровой массы и после обжига получил первые настоящие фарфоровые предметы. После открытия Бетгера в городе Мейсен было основано производство фарфора, который стали называть "саксонским" или "мейсенским".

   ОАО «Императорский Фарфоровый завод»

Большая любительница роскоши императрица Елизавета тоже стремилась иметь собственное фарфоровое производство. В Россию был приглашен некий И. Гунгер, который, якобы, владел секретной формулой изготовления фарфоровой массы. Ему было приказано "для ее императорского величества учредить в Санкт-Петербурге мануфактуру для делания голландской посуды, також и чистого фарфора так, как оный в Саксонии делается". Новую мануфактуру поместили в одном их кирпичных заводов под Петербургом.

Однако никакого секрета Гунгер не знал. После его увольнения осталось "только пол дюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцелинового, ни формы: были черны и покривлены". Производством русского фарфора стал заниматься русский ученый Дмитрий Виноградов.  

Дмитрий Иванович Виноградов родился в Суздале, учился в Славяно-греко-латинской академии, и, как один из лучших учеников, был переведен в столицу. Вместе с М. В. Ломоносовым и Р. Райзером Виноградова в 1736 году отправили по представлению Петербургской Академии наук для продолженяи учебы в университете немецкого города Марбурга "для изучения между прочими науками и художествами особливо… химии и металлургии". Виноградов вернулся в Россию в 1744 году со свидетельством о присвоении ему звания "бергмейстера". 

Табакерки. Императорский фарфоровый завод  

Еще при Гунгере Виноградов стал проводить собственные опыты по поиску состава фарфоровой массы. А после того, как Гунгера уволили, стал самостоятельно заниматься всеми вопросами, связанными с созданием нового производства. Он применял глины различных месторождений, экспериментировал с составом материалов, менял режим обжига. Кроме создания самого рецепта фарфора нужно было еще разработать глазурь для росписи фарфоровых изделий. Ученый записывал весь ход своих работ, но делал это, сокращая слова, используя иностранный язык, потому что ему было приказано хранить ото всех, даже помощников, секреты своих опытов. По сохранившимся сведениям, первые успешные образцы Виноградов получил в январе 1746 года, но продолжал работать над совершенствованием рецептуры фарфора до своей смерти в 1758 году.   

Самая ранняя из дошедших до нас вещей, произведенных Виноградовым, датирована 1748 годом. В 1750 году Елизавете Петровне преподнесли ко дню рождения фарфоровую табакерку с ее собственной "порцелиновой" мануфактуры. Табакерки (коробочки для нюхательного табака) стали так популярны среди придворных, что в 1753 году газета "Санкт - Петербургские ведомости" даже поместила объявления о приеме заказов на их изготовление.

По своему химическому составу фарфор, полученный Виноградовым, не уступал мейсескому. Производство на "порцелиновой" мануфактуре постепенно увеличивалось, правда, вначале выпускали только мелкие предметы, потому что печи для обжига были небольшими. После появления печи большего размера стали изготавливать и более крупные предметы: тарелки, подсвечники, подносы. Елизавете Петровне был преподнесен первый чайный сервиз, а затем и столовый. В это же время появились и так называемые "фарфоровые куклы" - фигурки людей и животных.

Штат "порцелиновой мануфактуры" состоял вначале из восьми рабочих, присланных с кирпичных заводов, и двух рабочих с подмосковного фаянсового завода, но с расширением производства увеличивалось и количество работающих здесь.

Трагично сложилась судьба самого Дмитрия Виноградова. Несмотря на то, что русский фарфор становился все более совершенным и популярным, в оценке его труда ничего не изменилось. Он стал пить, за ним установили наблюдение, боясь, что он раскроет секрет фарфора еще кому-нибудь, а потом и вовсе посадили на цепь. До нас дошли подлинные работы Д. Виноградова - "Заметки о фарфоре" и рукопись "Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт- Петербурге делается купно показанием всех к тому принадлежащих работ". Эти работы, особенно рукопись, говорят о том, что Виноградов провел огромное количество исследовательских опытов, и что фарфоровая масса была получена им самостоятельно.

Сегодня в музеях сохранились буквально единичные экземпляры фарфоровых изделий, на которых стоит метка самого Д. Виноградова, поэтому все они представляют огромную ценность. После смерти ученого работы на заводе продолжались первое время по его образцам, рисункам. И если раньше изделия из фарфора делались в основном для подарков, то теперь увеличилась их продажа.

Екатерина II, вступив на российский престол, приказала реконструировать мануфактуру. С 1765 года производство стало именоваться Императорским фарфоровым заводом. Вторая половина 18 века стала временем настоящего расцвета русского фарфора.

В 1925 году в связи с 200-летием Российской Академии наук заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова, который, как известно, тоже вел работу по созданию фарфора. Сегодня производству возвращено историческое имя - Императорский фарфоровый завод.

 

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1.Кудрявцева Т. Русский императорский фарфор: Альбом. М., 2003
2. Официальный сайт Императорского фарфорового завода.