Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Основание Эрмитажа

Привычное для нас слово "Эрмитаж" происходит от французского "ermitage", что значит "место уединения", "хижина отшельника". Так называли небольшие павильоны в дальних местах роскошных парков, в которых их хозяева могли уединиться для отдыха или общения. Такие постройки стали чрезвычайно модными в Европе в 17- 18 веках.

Первый Эрмитаж в России был построен по приказу Петра I в его Нижнем парке Петергофа на берегу Финского залива. Петергофский Эрмитаж был окружен каналами с водой, через один из них перебросили подъемный мост, поэтому в случае необходимости Эрмитаж мог остаться как бы на острове. Здесь же по приказу Петра была устроена, как тогда говорили, "затея" - подъемный стол, сервировавшийся на первом этаже. Затем с помощью специального устройства стол поднимался на второй, парадный этаж. Таким образом, если хозяин хотел вести с кем-то разговор без свидетелей, уединенность этого разговора обеспечивалась полностью. Эрмитаж стал одной из первых в России картинных галерей: стены второго, парадного, этажа были украшены полотнами европейских мастеров, приобретенными в Европе.

            Петергоф, Эрмитаж


Уникальный павильон Нижнего парка Петергофа стал образцом для других построек такого же типа, которые появлялись на протяжении всего 18 века. Одна из них - недошедший до нас Эрмитаж в парке деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, построенный, как и сам дворец, великим Растрелли. Когда в 1797 году Павел I приказал строить на месте Летнего дворца свой Михайловский замок, Эрмитаж разобрали вместе с дворцом.

 Эрмитаж в Царском селе

Еще один Эрмитаж Растрелли построил в Царском Селе. От великолепного Екатериниского дворца к этому павильону можно было пройти по прямой аллее. Много общего было и в их оформлении: та же богатая декоративная отделка, то же сочетание лазоревого, белого и золотого цветов, блестящее внутренне убранство.

  Эрмитаж на Каменном острове

Эрмитажи строились и в других местах: на Каменном острове во владении канцлера Бестужева - Рюмина, в подмосковной усадьбе Шереметьевых Кусково. Эрмитажем назвали и небольшое здание, построенное рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Вален - Деламота для Екатерины II. Императрица устраивала здесь неофициальные приемы. В двух галереях этого здания, которое стало впоследствии называться Малым Эрмитажем, разместили художественные коллекции, приобретенные по приказу императрицы. Именно эта небольшая поначалу художественная галерея стала основой будущего крупнейшего музея, который во всем мире называют Эрмитажем.

 Эрмитаж в подмосковной усадьбе Шереметьевых Кусково  

083.jpg (700×466)Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Зимний дворец доставили 225 картин, приобретенных у берлинского коммерсанта Гоцковского. В эту коллекцию вошли работы голландских и фламандских художников. Гоцковский собирал коллекцию для прусского короля Фридриха II, однако тот, находясь в сложном финансовом положении после тяжелой войны, не смог оплатить покупку картин. Сам же коммерсант имел долг перед русской казной, и вынужден был погасить его, передав России свою коллекцию. Для Екатерины это приобретение стало и демонстративным политическим шагом: она показывала всей Европе, что российская казна не испытывает материальных проблем (хотя на самом деле это было не совсем так), и что русская императрица остается верной идеям Просвещения, популярным в Европе.

         Государственный Музей Эрмитаж - Зимний Дворец

Продолжая начатое, Екатерина дала указание своим представителям в Европе покупать для нее все лучшие художественные произведения, которые будут выставлять на аукционы. За годы ее царствования приобрели еще несколько прекрасных коллекций живописи, а также гравюры, скульптуру, резные камни, монеты, медали, гобелены, ювелирные изделия. Вначале все коллекции размещали в залах Зимнего дворца, но скоро места там стало мало, и Екатерина приказывает построить для своих художественных ценностей специальное помещение.

С этой целью и был сооружен Малый Эрмитаж. Правда, все сокровища вначале могли видеть только гости императрицы, и сама она писала о своих богатствах, размещенных в пустых залах: "Всем этим любуются только мыши и я….".

           Малый Эрмитаж


Фактически большая часть современной эрмитажной коллекции французской, голландской, фламандской живописи 17-18 веков была приобретена именно во времена Екатерины II. Всего к концу ее царствования было куплено около 4 тысяч картин.

   Эрмитаж Екатерины Великой (Старый эрмитаж)   

В 1787 году для растущего собрания художественных ценностей по проекту Ю. Фельтена построили еще одно здание, которое впоследствии стали называть Старым Эрмитажем. Почти одновременно архитектор Д. Кваренги вел строительство Эрмитажного театра, который находится на другом берегу Зимней канавки, на месте, где когда-то стоял Зимний дворец Петра I.

В 19 веке коллекции Эрмитажа продолжали расти, и в 1851 году было закончено строительство еще одного эрмитажного здания по проекту Л. Кленце, его стали называть Новым Эрмитажем. Фасад этого здания выходит на Миллионную улицу, и во всем мире Новый Эрмитаж знают по грандиозным фигурам атлантов работы скульптора А.И. Теребенева, которые поддерживают портик над входом.

    Новый Эрмитаж

Именно в здании Нового Эрмитажа в феврале 1852 года открылся публичный музей. Для него из коллекций императорской семьи отобрали картины, скульптуру, изделия из камня, предметы античного искусства. Открытие Императорского музея было отмечено большим праздником и великолепным ужином на 600 персон. Но доступ в музей в первые годы был крайне ограничен: для этого нужно было получить специальные пригласительные билеты, которые выдавали в Придворной конторе Императорского двора, вход разрешался только лицам, одетым во фраки и мундиры. Все надписи в музее были сделаны на французском языке. Только в 60-е годы 19 века вход в музей стал более свободным, и число его посетителей стало увеличиваться с каждым годом.

За 200 с лишним лет Эрмитаж стал крупнейшим художественным и музеем России и одним из самых значительных в мире - количество его экспонатов приближается к трем миллионам, экспозиция музея размещена в более чем 350 залах. В 1981 году филиалом Эрмитажа стал Меншиковский дворец, через несколько лет в ведение музея передали часть помещений здания Главного штаба.

 
 
 
Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Здания и залы Эрмитажа. Л., 1982
2. Сайт Государственного Эрмитажа