Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Строительство Михайловского дворца

В 1819 году уже известный в Петербурге архитектор Карл Росси получил новое ответственное задание: ему предстояло спроектировать и построить дворец для младшего брата императора великого князя Михаила Павловича. Ответственным это задание было еще и потому, что работать предстояло с самом центре Петербурга. Участок, выделенный для строительства, был большим, но совершенно не благоустроенным. Он ограничивался Мойкой с севера, Екатерининским каналом с запада, Итальянской улицей (параллельной Невскому проспекту) с юга, а с восточной стороны четкой границы практически не было - там находилась территория Михайловского замка.

3stroitelstvo mikhajlovskogo dvortsa

Еще с петровских времен эта часть города называлась Третьим Летним садом, правда, за высаженными здесь почти сто лет назад деревьями ухаживать давно перестали, бывший сад разросся, а в низких местах даже стояла вода.

   Портрет архитектора Карла Росси   

0sozdanie ansamblya dvortsovoj ploshchadi

Дворцовый комплекс, который создал Росси, стал огромной усадьбой с садом. В сторону Итальянской улицы был обращен главный дворцовый фасад, украшенный высоким портиком с белыми колоннами - удивительно торжественный и праздничный. С обратной стороны дворца, до берега Мойки, был разбит прекрасный пейзажный парк с тенистыми аллеями, лужайками, спуском к реке и изящным павильоном на ее берегу.

Внутренняя отделка дворца восхищала не меньше, чем его фасады. Залы были расположены анфиладой, и посетителей, переходящих из зала в зал, приводила в восхищение постоянная смена впечатлений - каждая комната казалась произведением искусства, все было до мелочей продумано - лепные украшения стен и потолков, живописные плафоны, резная мебель, тонкой работы люстры, узорчатые паркеты... Журнал "Отечественные записки" писал "По величию наружного вида дворец сей послужил украшением Петербурга, а по изяществу вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов". Вся отделка дворца создавалась по планам самого Росси, он занимался всем - от общей композиции фасадов и залов до деталей декоративного орнамента и формы дверных ручек, именно поэтому дворец получился удивительно гармоничным и неизменно восхищал всех.

 

К сожалению, отделка большинства залов дворца была утрачена, когда в конце 19 века его реконструировали для размещения здесь коллекций музея русского искусства, и сегодня мы можем представить интерьеры Росси лишь по убранству вестибюля и Белого зала Русского музея, вот уже больше сто лет размещающегося в Михайловском дворце.

   Парковый фасад  Михайловского дворца

mix palace[1]

Архитектор не только создал прекрасный дворец с парком, но и фактически перепланировал большую часть центра Петербурга, превратив бывший запущенный сад в завершенный архитектурный ансамбль. Перед главным фасадом раскинулась площадь со сквером в центре, по обе стороны от нее появились дома с похожими фасадами. По центральной оси площади к Невскому проспекту прошла прямая улица, которая позволила видеть великолепный дворец с главной столичной магистрали. И сама площадь, и новая улица стали называться Михайловскими - от названия дворца. Сегодня всем известна прекрасная площадь Искусств, а Михайловской улице недавно вернули ее историческое название. Кроме того, Росси продлил заканчивающуюся у Невского проспекта Садовую улицу до Марсова поля. Оказалось, что разрозненные прежде архитектурные ансамбли - Марсово поле, Летний сад, Михайловский замок и новый Михайловский дворец - теперь выстроились в своеобразную анфиладу чудесных видов, которые открываются перед нами, если мы гуляем от Невского проспекта в сторону Невы.

 Великая княгиня Елена Павловна  

Великая княгиня Елена Павловна

Строительство и отделка Михайловского дворца закончились к 1825 году, великий князь и его семья стали его первыми хозяевами. О самом Михаиле Павловиче сохранились единодушные отзывы: его считали солдафоном, единственным увлечением которого была муштра. Совершенно другой была его жена, великая княгиня Елена Павловна, одна из самых образованных женщин своего времени. Она устраивала во дворце вечера, на которые приглашала самых разных людей. Здесь бывали известные художники, писатели, музыканты, ученые. Салон Елены Павловны не раз посещал Пушкин, на концертах здесь играл пианист Антон Рубинштейн, сюда приходили академик В. Струве, основатель Пулковской обсерватории, замечательный русский хирург Н. Пирогов. В Михайловском саду Елена Павловна устраивала грандиозные праздники цветов, о которых говорил весь Петербург. 


К счастью, сложилось так, что прекрасные традиции почтения ко всему высокому и прекрасному, которыми начиналось существование Михайловского дворца, нашли свое продолжение: в 1895 году высочайшим указом императора Александра III здесь был учрежден музей русского искусства.

                                      Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:

1. Глинка Н. "Строгий, стройный вид..". М., 1992
2.Алянский Ю. Рассказы о Русском музее. Л.,1987
3. Сайт Государственного Русского музея