Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Создание ансамбля Дворцовой площади

В конце 20-х годов 19 века в центре Петербурга появились несколько прекрасных классических ансамблей: на Стрелке Васильевского острова Тома де Томон воздвиг монументальное здание Биржи, на Невском проспекте по проекту Воронихина построили Казанский собор с величественной колоннадой, рядом в Невой было полностью перестроено здание Адмиралтейства, которое архитектор Захаров превратил в настоящий архитектурный шедевр. На этом фоне огромная площадь перед Зимним дворцом, которая по своему местоположению должна была стать главной площадью столицы, явно не соответствовала своему назначению. Перед фасадом Зимнего дворца находился огромный луг, от Невского проспекта его отделяли здания, построенные справа и слева на противоположной стороне площади. В 1819 году появилась возможность перестроить эти здания и реконструировать всю площадь. Решить эту достаточно сложную градостроительную задачу должен был архитектор Карл Росси.

  Портрет архитектора Карла Росси

0sozdanie ansamblya dvortsovoj ploshchadi

Росси предстояло приспособить здания, стоящие на противоположной стороне площади, под нужды Генерального штаба, при этом следовало учитывать, что рядом будет находиться Зимний дворец, построенный в пышном стиле барокко и прекрасный классический ансамбль Адмиралтейства. В 1820 году была создана "Комиссия по устроению против Зимнего дворца правильной площади" - и в самом слове "правильной" весь смысл предстоящей реконструкции: новая площадь должна была стать гармоничным архитектурным ансамблем. 

Дома, выходившие на площадь слева, выкупили у частных владельцев и снесли, на их месте Росси возвел другое здание, симметричное стоящему справа корпусу Генерального штаба. В новом здании разместились Министерство финансов и Министерство иностранных дел. Оба внешне одинаковых корпуса, стоящих полукольцом по границе площади, архитектор решил соединить величественной аркой, которая расположилась как раз на центральной оси Зимнего дворца. Получилось здание с единым изогнутым фасадом, длина которого почти шестьсот метров, но этот самый длинный в Европе того времени фасад не кажется однообразным как раз благодаря арке.

Вид арки Главного штаба   

При этом Росси нашел еще одно оригинальное решение: площадь соединялась с Невским проспектом отрезком Большой Морской улицы, которая выходила на площадь под углом. Чтобы зрительно "сгладить" это угол, архитектор сделал вторую арку в глубине улицы. Получилась настоящая система арок, которая позволяет панораме площади постепенно раскрываться перед зрителем. Пролет под арочными укреплениями составляет семнадцать метров, и архитектору пришлось выслушать немало сомнений в прочности сооружения. Росси неоднократно доказывал правильность своих инженерных расчетов, сам поднялся на самый верх арки в момент, когда с нее снимали леса, сказав при этом: "Если арка упадет, я готов упасть вместе с нею".

Со стороны площади триумфальный характер арки подчеркивают строгие колонны, декоративная скульптура: композиции из воинских доспехов, летящие Славы с лавровыми венками. Венчает сооружение торжественная колесница, в которой стоит крылатая богиня Победы. Все скульптурное оформление арки было выполнено прекрасными скульпторами С. Пименовым и В. Демут - Малиновским.

  Александрийская колонна в лесах

В 1830 году Главный штаб въехал в новое помещение, Министерства тоже заняли построенную для них половину огромного здания. Всеми было признано, что Росси прекрасно справился со сложной задачей: перед Зимним дворцом создана настоящая торжественная главная столичная площадь, при этом изгиб классического здания Главного штаба воспринимается как достойное гармоничное обрамление пышного барочного Зимнего дворца.   

Еще большую законченность площади придала установленная здесь спустя четыре года Александровская колонна, исполненная по проекту О. Монферрана. Она стала достойным памятником победе в Отечественной войне 1812 года. Изготовление и установка колонны - еще одна неповторимая страница в истории петербургской архитектуры. Огромный столб весом более 600 тонн вырубили из монолитного куска гранита в каменоломне под Выборгом, на специальной барже доставили в Петербург, на Дворцовую площадь. 30 августа 1832 года с помощью специальных подъемных механизмов колонну установили на подготовленный постамент, при этом сам процесс установки колонны продолжался около двух часов,  и в нем приняли участие около 3 тысяч человек.

Посмотреть на это поистине грандиозное событие на Дворцовой площади собрались тысячи зрителей. Еще два года потребовалось на окончательную отделку колонны. Был объявлен конкурс проектов венчающей части этого грандиозного памятника, и победителем признали проект скульптора Б. Орловского: он предложил завершить колонну фигурой ангела, попирающий крестом змею - символ победы добра над злом, при этом лицу ангела скульптор придал черты Александра I. 

Парад 30 августа 1834 года на Дворцовой площади  
в честь открытия Александровской колонны  

Ровно через два года 30 августа 1834 года Александровская колонна была торжественно открыта. В ознаменование этого события на Дворцовой площади прошел грандиозный военный парад.

Установкой Александровской колонны завершилось формирование на Дворцовой площади прекрасного законченного архитектурного ансамбля, настоящего центра столицы могущественной империи - победительницы. Как и полагается центру столицы, площадь на протяжении многих десятилетий была местом, где делалась история. Такой она и остается. Площадь всегда выглядит удивительно гармонично и торжественно, всегда восхищает и волнует.

Дворцовая площадь (Современная фотография)  

3sozdanie ansamblya dvortsovoj ploshchadi

1sozdanie ansamblya dvortsovoj ploshchadi

 
Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Глинка Н. "Строгий, стройный вид..". М., 1992
2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века. СПб., 2000