Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Возрождение морского любимца Петра I: верфь корабля «Полтава»

Тяжело себе представить исторические события с колокольни 21 века, однако сказка стала реальностью: благодаря колоссальным усилиям сотням энтузиастов мечта и гордость Петра Первого стала реальностью – на верфи «Полтава» была построена полная репродукция первого линейного парусного корабля.

История корабля

Парусный корабль «Полтава» – является первым 54-х пушечным российским линейным кораблем Балтийского флота. Он был заложен и полностью построен в Адмиралтействе под чутким руководством Петра Первого, который лично следил за работой, а также по ходу строительства вносил поправки. Официально за строительство отвечал корабельных дел мастер Федосей Скляев. На воду корабль был спущен в кратчайшие сроки 15 (26) июня 1712 года, несмотря на острую нехватку материалов и мастеров.

За время своей службы «Полтава» входила в состав Балтийского флота, успела принять участие в шести военных кампаниях, дважды быть личным кораблем Петра I во время морского боя, а также участвовать в учениях кронштадтской эскадры в Балтийском море.

Свою службу «Полтава» закончила в 1732, в связи с ветхостью и невозможностью дать достойный отпор кораблям нового времени.

Характеристики

Время донесло неточные характеристики линейного корабля, которые упоминаются лишь в описании Ф.Ф. Веселаго «Список русских военных судов с 1668 по 1860 год», из-за чего возникают различные допущения и оговорки:

  • Длина корабля - 39,82 м;
  • Ширина – 11,69 м;
  • Глубина трюма – 4,6 м;
  • Длина корабля между штевнями – 34,6 м;
  • Примерное водоизмещение равнялось от 1100 до 1200 тонн;
  • Толщина обшивки – 12,7 см.

Парусная система «Полтавы» следовала голландской традиции в судостроения, в состав которой входил:

  • Эзельгофт "клювообразной" формы;
  • Массивный фал;
  • Нижняя рея;
  • Треугольная латинская бизань;
  • Низкое крепление топенанта.

Вооружение корабля состояло из 54 пушек, из них:

  • На нижней палубе 18-фунтовые пушки;
  • На верхней палубе 12-фунтовые пушки;
  • На помосте 3-фунтовые;
  • А также пара резервных кормовых пушек;
  • Позиции для носовых пушек конструктором предусмотрены не были.

Как и с прочими характеристиками «Полтавы», точных данных о вооружении не сохранилось: можно только делать предположения, опираясь на информацию из ведомостей тех лет.

Декор представлял собой зеркально-симметричные композиции: все скульптуры повторялись дважды в зеркальном виде. Главной темой украшения корабля являлась прославленная победа русских над шведами под Полтавой. Большую часть кормы покрывала резьба высокого рельефа, выполненная резчиком-англичанином, состоящим на службе Адмиралтейства – Робертом Гейснелом.

Согласно регламенту, общая численность экипажа варьировалась от 300 человек при оборонительных действиях до 460 человек при наступательных (за счет увеличения количества солдат на борту), однако он всегда нарушался из-за острой нехватки кадров, тяжелых условий службы и болезнями личного состава. Петр I радел за флот и сам не раз ходил в плаванье – так что максимально старался улучшить быт матросов и офицеров.

Верфь линейного корабля «Полтава»

В 2012 году у Миллера А.Б. (ООО Газпром) и Яхт-клуб города Санткт-Петербург возникла идея по созданию точной копии линейного корабля «Полтава». Для реализации задуманного, по крупинкам собиралась информация в музеях, архивах и библиотеках. Обилие работы объясняется отсутствием точных данных характеристики корабля, из-за чего историкам и конструкторам приходилось самим «додумывать» тот или иной элемент, опираясь на модели кораблей той эпохи.

Летом 2014 началось строительство корабля. Для реализации проекта также были запущены:

  • Кузнечная мастерская (для изготовления гвоздей того времени);
  • Парусная мастерская;
  • Рангоутная;
  • Такелажная;
  • Мастерская резьбы по дереву.

Помимо этого, был заказан отлив 54 пушек на заводе из чугуна по регламенту 1715 года.

Увидеть, как строится настоящий парусник Петровской эпохи, посетители смогли 1 мая 2014 года – в этот день Верфь открылась для всех желающих. С этого момента на ней ежедневно проводят экскурсии, мастер-классы и разнообразные мероприятия.

Благодаря усилиям сотен людей, работающих на проекте, корабль был готов спустя 5 лет после начала возведения. Официально «Полтава» была спущена 27 мая 2018 года.

Интересные факты

  • В корабле использовалась специальная конструкция, затрудняющая абордаж;
  • Не все современники разделяли радость Петра I по поводу корабля: согласно воспоминаниям Джона Делла – служившего на корабле 1711 по 1722 – корабль был совершенно непригоден для хождения в открытом море из-за излишне узкой кормы;
  • Во время выхода из Санкт-Петербурга 23 августа (3 сентября) «Полтава» села на мель, из-за чего ее пришлось выталкивать специальными лодками с опущенным носом;
  • На службу призывались только рекруты из Северных районов России и жителей речных (озерных) краев;
  • После завершения службы «Полтава» не умерла: ее название переходило от корабля к кораблю ещё 7 раз.

Полезная информация

Верфь корабля «Полтава» находится по адресу: город Санкт-Петербург, поселок Лахта, улица Береговая, дом 19. Добраться туда можно как со стороны Петербурга, так и со стороны Курортного района, следуя указателям на дороге.

На Верфи постоянно проводятся экскурсии, а также мастер-классы по такелажу, ткацкому делу, гравюре, кузнецкому делу, столярному делу, изготовлению традиционных русских кукол, артиллерийские корабельные учения для всех желающих.

Помимо этого у посетителей есть возможность посетить тематические мероприятия, привязанные к определенному дню: Масленица, 23 февраля, а у ребят, решивших связать свою жизнь с морем – пройти практику по военно-морской подготовке.

Заключение

«Полтава» позволяет всем желающим окунуться в историческое прошлое Петровской эпохи, почувствовать себя на месте матроса настоящего парусного корабля, а также посетить курс мастеров тех лет. Поспешите воспользоваться уникальной возможностью!