Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Канал Грибоедова в Санкт-Петербурге: строительство, интересные факты

Канал Грибоедова в Санкт-Петербурге: строительство, интересные факты

Набережные Санкт-Петербурга

Туристы, посещающие Петербург, для своих прогулок часто выбирают Канал Грибоедова, который расположен в историческом месте города и включает в себя множество интересных мест.

История канала

Канал имеет удивительную историю, связанную с несколькими историческими эпохами, нашедшими отражение не только в названиях этого места, но и в архитектурных сооружениях.

О названии

В XVIII веке на месте канала располагалась река Черная (второе название – Глухая). В народе и на картах она носила название Кривуша.

Активное благоустройство канала началось при Екатерине Великой, поэтому он в 1760-х годах получает новое название – Екатерининский канал.

В 1923 году произошло переименование канала, который стал называться именем известного дипломата и драматурга А.С.Грибоедова, написавшего одно из самых значительных произведений русской литературы – «Горе от ума». Жил писатель на набережной канала в доме 104/25 (дом Вальха). Первое название – канал Писателя Грибоедова, но с 1931 года утвердилось официальное название – канал Грибоедова.

Существует легенда, распространенная среди жителей Санкт-Петербурга, согласно которой название канал получил благодаря инженеру Константину Дитриевичу Грибоедову, руководившего проектами по строительству канализаций Васильевского острова и Царского села. Но данная версия признана специалистами ошибочной.

Строительство

Строительство канала начинается в 1710-х годах, когда была возведена первая переправа через речку Кривушу.

Дальнейшее благоустройство начинается в 1737 году. С этого времени участки, расположенные на набережной, выдаются членам морского ведомства. Сначала происходила застройка правого берега. Происходит соединение с рекой Мойкой, происходит дальнейшее осушение приближенных территорий. Канал получает новое название – Конюшенный.

Елизавете Петровне представлялись записки с предложениями расчистки канала для недопущения наводнений. Но все предложения были отвергнуты. Лишь Екатерина II в 1764 году подписывает указ, предусматривающий «чистку речки по натуральному течению». В 1765-1790 года дно канала было расчищено, углублено, также были укреплены берега и сооружались набережные из гранита. Деньги на работы выделялись не только из государственного бюджета, но и предоставлялись населением. После очитки канала большинство заболоченных земель было осушено, на них начали строиться жилые дома. Район практически не страдал от наводнений.

К началу XIX века канал был полностью облицован камнем и огорожен чугунными заборчиками. Канал использовался как водоем для пожарных и был источником воды. Начинается строительство канализационных отсеков для стока вод в канал. Из-за распространения нечистот Александру II был представлен проект архитектором Н.Л.Бенуя и инженером А.Ф. Буровым о засыпке Екатерининского канала, но правительство отвергло предложение.

В 1930-х большевики приняли распоряжение о прокладке тепловых магистралей, которые должны были располагаться под пешеходными мостами. Так были построены Сенной и Мучной мосты.

В 1950-х участок от Итальянской улицы до Мойки был облицован гранитом.

В 2008 году произошел частичный ремонт набережной.

Канал Грибоедова сформировался на месте старой речки Кривуши (или глухая речка), которая находилась здесь за долгие годы до начала строительства Петербурга. Правый берег этой речки начал застраиваться домами служащих морского ведомства еще в тридцатые годы XVIII века. На участках, отданных под строительство, вырубался лес, обустраивался берег. При этом особо оговаривалось то, что хозяева не будут уничтожать  здесь такие деревья, как дуб, липу и клен, а будут пересаживать их в свои огороды или сады.  В конце тридцатых годов XVIII столетия реки Мойку и Кривуши соединили Конюшенным каналом, что поспособствовало осушению этого района.

На левом берегу речки Кривуши появились трехэтажные дома, принадлежащие Конюшенному ведомству (ныне это дома № 3, 5, 7, 9 по набережной канала Грибоедова). Здесь располагались квартиры служащих, а также каретные сараи и другие служебные постройки. К концу тридцатых годов были построены деревянные Вознесенский и Малый Саарский (сейчас Демидов мост) мосты. Еще во время правления императрицы Елизаветы Петровны был разработан проект, в котором предусматривалось расширении и углубление речки русла Кривуши, выпрямить ее излучины и одеть берега в гранит. Новый канал должен был соединить реки Мойку и Фонтанку. Тогда этот проект не был осуществлен.

Во второй половине XVIII века был построен Харламов мост, а по проекту Ф.Б. Растрелли - особняк для А.Н. Вильбоа (дом № 16). В шестидесятые годы Екатерина II издала распоряжение о чистке и углублении Глухой речки, уже в начале работ Кривушу переименовали в Екатерининский канал. Масштабные строительные работы продолжались практически всю вторую половину XVIII века. Были построены новые мосты: Казанский, Каменный, Мало-Калинкин, Пикалов, Апарчин и Кокушкин. Берега канала одели в гранит, установили чугунные ограждения.  В конце XVIII века было возведено здание Ассигнационного банка.

В XIX веке благоустройство канала и строительство новых зданий на близлежащих территориях продолжились. Появились Львиный, пешеходный Банковский, «трехколенный» (ныне он состоит из двух – Мало-Конюшенного и Театрального) и Ново-Никольские мосты. В 1801 – 1811 годах на берегу Екатерининского канала был возведен Казанский собор. Во второй половине XIX века над будущим канала начали сгущаться тучи: считалось, что он не выполняет в должной степени транспортную функцию, и не защищает Петербург от наводнений.

Екатерининский канал хотели засыпать, а на его месте проложить проспект с конно-железной дорогой и бульвары для прогулок. В ходе долгих споров и дискуссий Городская Дума в 1872 году все-таки отвергла этот проект.

В 1881 году на набережной Екатерининского канала было совершено убийство императора Александра II, а двадцать шесть лет на этом месте закончили строительство собора Воскресения Христова или Спаса-на-крови. В 1896 году был возведен пешеходный Итальянский мост, а в 1904 году на набережной канала появилось здание, известное сейчас под названием «Дом Книги». В начале XX века вновь возникла идея засыпать канал, и вновь она была отвергнута петербургской Думой. До революции были построены Подьяческий, Ново-Конюшенный (сейчас мост Гриневицкого), Могилевский мосты.

Во времена советской власти канал приобрел свое современное название – канал Грибоедова.

Интересные факты

  • В 1882 году в одном из домов на набережной канала поселилась семья художника И.Е.Репина. Именно здесь он написал такие знаменитые картины, как: «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали» и др.
  • Герои произведений Ф.М.Достоевского проживали именно в домах этого канала.
  • 1 марта 1881 года на Екатерининском канале на Александра II было совершено покушение народовольцами, в результате которого он получил смертельное ранение.
  • Недалеко от Демидова моста, на домах, установлены памятные доски, встретить которые можно только в Санкт-Петербурге. На них указан уровень подъема воды во время самого сильного наводнения города в 1824 году.
  • В доме №109 происходили вечера «Зеленой лампы», в которую входили: Ф.Н. Глинка, А.С.Пушкин и др.
  • В 1829 году в одном из домов набережной Канала Грибоедова жил Н.В.Гоголь, написавший здесь знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Достопримечательности

На набережной канала расположены известные архитектурные сооружения: Храм Спас на Крови, Казанский собор, Театральная площадь и Никольский собор.

Казанский собор являлся памятником русской воинской славы героям Отечественной войны, но построен был как место хранения чтимого списка иконы Казанской Божей Матери. Собор находится на пересечении канала и Невского проспекта. В соборе размещена могила известного полководца – М.И.Кутузова.

Храм Спас на крови возведен по указу Александра III в честь гибели своего отца Александра Освободителя от рук террористической организации «Народная воля».

Недалеко от Никольского собора расположен живописный ансамбль – Семимостье. Каждому может показаться, что он находиться в Венеции. Именно с этой точки видны сразу 7 мостов: Кашин, Пикалов, Могилевский, Старо-Никольский, Ново-Никольский, Красногвардейский и Смежный. Существует легенда, что желание, загаданное на этом месте, обязательно сбудется.

В 1919 году на набережной канала был открыт «Дом книги», здание было построено еще в 1904 году и принадлежало «Акционерному обществу Зингер», производящему и по сей день машинки для шитья. С 1917 по 1919 годы в этом здании размещалось посольство США. После в этом доме расположились редакции многих издательств. «Дом книги» работает до сих пор.

Николо-Богоявленский морской собор – архитектурное сооружение, выполненное в стиле барокко. В этом храме морских офицеров благословляли в путь, проводили службы в честь убитых. Здесь ежегодно проходит панихида по погибшим на подводной лодке «Курск».

Любителям творчества Ф.М.Достоевского придется по вкусу экскурсия по местам героев произведения «Преступление и наказание». Так в доме №104 жила старуха, в доме №73 Соня Мармеладова, совсем недалеко расположен и дом Раскольникова (Гражданская улица д.19).

Центральные железнодорожные кассы. Они построены в стиле модерна. Особенная деталь постройки – потолок с иллюминаторами, отверстиями, служившими для попадания света и экономии электричества. Увидеть отверстия можно с высоты птичьего полета, либо побывав внутри здания. Оно было запечатлено в кинокартине «Ирония судьбы, или С легким паром»!

Михайловский сад является одним из самых благоустроенных садов Петербурга, здесь каждый год проводится фестиваль ландшафтного искусства и дизайна «Императорские сады России».

Доходный дом М.М.Грековой – еще одна достопримечательность канала. Дом построен в виде «утюга», т.к. имеет угловой фасад и на нем отсутствует перегруженность деталями.

Дом №9, Набережная канала Грибоедова. В этом доме в разное время жили многие известные представители культуры: Н.А.Заболоцкий, А.А.Ахматова, М.М.Зощенко, В.А.Каверин.

Корпус Бенуа Русского музея построен в 1919 году, поэтому его можно считать молодым зданием. Оно строилось для проведения культурных выставок, сейчас в данном корпусе представлены произведения современных художников.

Мосты через канал

  • Аларчин, построен в 1753 году, автор неизвестен, мост соединяет Покровский мост и Коломенский остров.
  • Банковский является пешеходным, висячим. Построен в 1826 году. На входе расположены крылатые львы, крылья которых покрыты позолотой.
  • Вознесенский, построенный 1735 году, соединяет Спасский и Казанский острова. Название связано с Вознесенской церковью.
  • Демидов мост эксплуатируется с 1776 года. Имел несколько названий – Малый Саарский, Банковский (в честь министра финансов – Е.Ф.Канкрина).
  • Итальянский – пешеходный, эксплуатируется с 1896 года, идеально сочетается с гранитной набережной. Облик сооружения выполнен в стиле русского классицизма.
  • Казанский построен отцом известного полководца Кутузова, И.М.Голенищевым-Кутузовым, в 1766 году. До этого времени на его месте существовал Рождественский мост, сделанный из дерева.
  • Каменный мост является одним из самых старых мостов Санкт-Петербурга, построен в 1739 году. Выполнен из гранита, имеет арочную конструкцию. В 1880 году член организации «Народная воля» А.И.Желябов заложил здесь бомбу для подрыва кареты Александра II. Но покушение сорвалось.
  • Кокушкин мост, построенный в конце XVIII века, нашел отражение в эпиграмме А.С.Пушкина.
  • Коломенский является единственным и первым в России цельносваренным мостом из алюминия. Построен в 1907 году.
  • Красногвардейский является «молодым» мостом, т.к. был построен в 1957 году. Является пешеходным.
  • Львиный мост – одна из главных достопримечательностей Петербурга, имеет висячую конструкцию. Построен в 1826 году. На входе расположены скульптуры львов.
  • Мало-Калинкин построен в 1783 году, памятник архитектуры федерального значения.
  • Могилевский до 1912 года был пешеходным. Во время блокады конструкция сгорела, новый мост построен в 1953 году.
  • Мучной построен для прокладки теплотруб в 1931 году.
  • Ново-Конюшенный эксплуатируется с 1880 года. Ковка ограждений моста выполнена в стиле модерн.
  • Ново-Никольский открылся в 1837 году, назван в честь Никольского собора.
  • Пикалов – уникальное сооружение, наилучшая точка для обзора Семимостья. Построен в 1785 году.
  • Подьяческий открыт в 1906 году. Торшеры с фонарями на мост перенесены с Александровского моста.
  • Сенной – пешеходный, имеет балочную конструкцию, назван в честь Сенной площади, покрытие моста деревянное.
  • Тройной (Театральный) – уникальная композиция, ограждения которой выполнены в стиле позднего классицизма. Мост соединяет сразу три острова: Адмиралтейский, Казанский, Спасский. Соединяются мосты в одной точке (Мало-Конюшенный мост). Ансамбль относится к шедеврам мостового искусства.
  • Харламов мост построен в 1753 году

Таким образом, те, кто знаком с историей строительства канала и c его достопримечательностями, по праву считают это место одним из самых любимых в Северной столице.