Бывший доходный дом барона А. Фитингофа расположен в центре Петербурга, на набережной реки Мойки. Здание было построено в 1855 – 1861 годах по проекту петербургского архитектора, шведа по происхождению, Карла Андерсона. Этот дом на набережной Мойки – одна из первых крупных работ этого зодчего.
Четырехэтажное здание своими фасадами выходит на набережную Мойки, Крюкову каналу и улице Глинки. Здание отличается монументальностью и цельностью. Андерсон выполнил дом в стиле и архитектурных приемах итальянского ренессанса. Это выражается, прежде всего, в арочной форме окон, ярусной системе пилястр и лопаток, филенчатой структуре стен и т.д. В небольших круглых нишах установлены бюсты работы известного петербургского скульптора Д.И. Иенсена. Здание вызывает ассоциации с венецианским палаццо. Выбор такого архитектурного решения связан, во-первых, с тем, что участок для строительства находился на пересечении реки и канала, чем живо напоминал Венецию, и, во-вторых, тем, что в петербургской архитектуре того времени неоренессанс являлся чрезвычайно популярным течением.
Петербургский зодчий Карл Карлович Андерсон родился в 1826 году в Стокгольме. Среди его работ в Петербурге можно отметить «Дом Андерсона» на углу Малой Конюшенной улицы и Шведского переулка, церковь Святой Екатерины на Малой Конюшенной улице и др. Андерсон умер в 1888 году, и был погребен на Волковском лютеранском кладбище, где до нашего времени сохранилась его могила и надгробие. В 2005 году на Малой конюшенной улице был торжественно открыт музей выдающихся петербургских архитекторов шведского происхождения К. Андерсона и Ф. Лидваля. На церемонии открытия музея присутствовали праправнучка К.К. Андерсона, генеральный консул Швеции в Санкт-Петербурге, дьякон шведской Евангелическо-лютеранской церкви и др.
В настоящее время в бывшем доходном доме барона Фитингофа на набережной Мойки размещается музейно-выставочный центр «Петербургский художник», ориентированный на сохранение творчества художников реалистического направления второй половины XX века. Здесь проводятся выставки петербургских художников, устраиваются творческие встречи и вечера, издается журнал для любителей живописи художников соцреалистов 1950-х – 1990-х годов.
Комментарии