Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Большой (Старый) Эрмитаж

Здание Большого (или Старого) Эрмитажа было построено в 1771 – 1787 годах «в линию с Эрмитажем» по проекту архитектора Ю.М. Фельтена, который использовал фундаменты и стены старых зданий, существовавших здесь с начала XVIII века. Юрий Матвеевич Фельтен учился архитектуре сначала в Германии, а затем в Петербургской Академии наук. Ему, в частности, принадлежит выдающийся проект и руководство в устройстве гранитной набережной на левом берегу Невы, а также изящная ограда Летнего сада. Кроме Старого Эрмитажа, до наших дней сохранились его церкви Святой Анны на Кирочной улице, Святой Екатерины на Васильевском острове и Чесменская, а также ряд особняков в центре Санкт-Петербурга. Фасад здания, обращенный к Неве, декорирован в формах раннего классицизма.

Свое название – Старый Эрмитаж, здание получило в XIX веке, тогда же оно было превращено в хранилище коллекций предметов искусства. Здание Старого Эрмитажа играет роль промежуточного звена между пышными Малым Эрмитажем, Зимним дворцом и, выполненном в классическом стиле, Эрмитажным театром. Здание Старого Эрмитажа соединяется с Эрмитажным театром аркой, переброшенной над Зимней канавкой. Также от здания имеется специальный переход в Малый Эрмитаж.

В пятидесятые годы XIX века Старый Эрмитаж подвергся значительной перестройке под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера. Однако общий характер фасада был сохранен. Штакеншнейдеру необходимо было связать в единое целое Старый Эрмитаж с вновь воздвигнутым новым Эрмитажем и корпусом Малого Эрмитажа, выходящим на Неву, поэтому в здании были осуществлены масштабные внутренние перестройки. Все деревянные конструкции и перекрытия были заменены на металлические. Внутренняя отделка помещений Старого Эрмитажа также претерпела значительные изменения. На месте большого двенадцатиколонного овального зала, созданного Фельтеном, была возведена эффектная парадная лестница. Она декорирована колоннами из белого мрамора и шокшинского (олонецкого) порфира.

Название лестницы – «Советская» - сформировалось во второй половине XIX века, когда по ней поднимались в помещение, где проходили заседания Государственного совета. Из парадных залов Старого Эрмитажа, прежде всего, можно выделить большой зал (зал итальянского искусства XVI века), украшенного коринфскими колоннами, пилястрами и лепными панно над дверями. После перестройки Штакеншнейдером здания Старого Эрмитажа, оно стало часто именоваться «седьмой, запасной, половиной» Зимнего дворца. Многие из хранившихся здесь картин были размещены в залах Нового Эрмитажа.

Комплекс дворцов Эрмитажа в лучах рассвета