Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Памятник Петру I на площади Декабристов (Сенатской)

Памятник Петру Великому, знаменитый «Медный всадник», является одним из символов Санкт-Петербурга. Памятник был воздвигнут по указу Екатерины II французским скульптором Этьеном Фальконе. Гигантская глыба гранита, на котором стоит статуя, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, в местечке под названием Конная Лахта. Монолит получил имя Гром-камня поскольку издавна был расколот молнией. Существовало предание, что Петр Великий во время Северной войны поднимался на эту скалу для того, чтобы понаблюдать за передвижением войск. Вес Гром-камня составлял 1600 тонн.

Сначала камень перевозили на платформе с полозьями и бронзовыми шарами, которые опирались на переносные рельсы с желобами. После этого монолит доставляли на специально построенной барже. Доставили камень в Петербург только в 1770 году. Работы по обработке монолита, которые начались еще в пути, значительно уменьшили его вес и размеры. Камню придали форму скалы и волны одновременно. В честь такой сложной перевозки камня-гиганта была даже выбита золотая медаль с надписью «Дерзновению подобно». Непосредственно отливка статуи началась 25 августа 1775 года, при этом одна из труб дала трещину, потек расплавленный металл и возник пожар. К счастью, Емельян Хайлов, руководивший литейными работами, загасил пожар и заделал трещину. В результате он получил сильные ожоги.

Впоследствии за эти заслуги Емельян Хайлов получил от Екатерины II офицерский чин. На фигуре всадника, созданной Фальконе, - одеяние с элементами античной и русской одежды, голова увенчана лавровым венком. Для того чтобы запечатлеть образ Петра I он мастер использовал восковую маску с лица царя и знаменитую «восковую персону», которые выполнил скульптор К.Б. Растрелли. Ученице Фальконе Мари-Ани Колло была поручена работа над головой статуи.

Позже по указу Екатерины II она стала членом Российской Академии художеств, и ей назначили пожизненную пенсию.  При этом впервые женщина стала академиком Российской академии художеств. Фальконе без конца рисовал с натуры эскизы остановленных на полном скаку лошадей, для того чтобы отобразить необходимые черты в памятнике. Для этой цели ему были предоставлены лучшие скакуны придворной конюшни. Открытие монумента состоялось в 1782 году и сопровождалось многолюдным празднованием с музыкой, барабанным боем, пальбой из пушек и подъемом флагов на кораблях.

После того, как с памятника были сняты щиты, зрителям явился бронзовый Петр I на коне, стремительно взлетевший на крутой обрыв скалы. Конь, остановленный властной волей седока, задними копытами топчет змею – символ зла и сопротивления петровским реформам. На памятнике выбита надпись на русском и латинском языках: «Петру Первому Екатерина Вторая». Памятник Петру Великому – одно из высших достижений монументальной скульптуры XVIII века. После открытия монумента стало модным оправлять осколки Гром-камня в драгоценные металлы и носить в качестве медальона.