Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Петропавловская церковь

Петропавловская церковь, по городскому преданию, стоит на месте, выбранном лично Петром Первым. Собор в честь апостолов Петра и Павла стал одним из самых первых, возведенный в городе на Неве. Он фактически моложе самого города всего на полтора месяца, поскольку заложен 12 июля 1703 г. Храм — не просто символ северной столицы, а архитектурное воплощение идей Петра Первого по устройству и реформированию страны. Согласно легенде в момент закладки первого камня в фундамент собора над собравшимися парил орел. До того птица появлялась при начале строительства Петропавловской крепости, когда император, взяв в руки лопату, начал копать ров. В архивах есть сведения, что после таких ангельских знаков орла поставили на царское довольствие, вследствие чего у коменданта крепости появилась обязанность кормить птицу. Говорят, этот орел жил какое-то время на Петроградской стороне.

Строительство небольшого деревянного храма завершилось в 1804 году. Церемонию освящения провел новгородский метрополит Иов. Церковь венчала колокольня с первыми городскими часами. Поздней к ней пристроили две башни, шпили которых в праздничные дни украшали флагами. Автором проекта является знаменитый зодчий Д. Трезини. Он в Санкт-Петербурге построил много архитектурных шедевров. Однако делом всей жизни мастер считал строительство Петропавловской крепости с храмом Петра и Павла и Петропавловскими воротами. Деревянный храм простоял 8 лет, и вот уже Петр Первый, учитывая роль нового города, велит строить каменный собор, который бы соответствовал заявленному статусу новой европейской столицы России. Разработку проекта поручилиТрезини. Закладка храма превратилась в городской праздник. Под пушечный салют император, императрица и вельможи заложили камни в его фундамент. Архитектор успел построить храм и через полгода скончался. Не дожил и Петр Первый до освящения нового храма. В 1733 г. эту церемонию провела Анна Иоановна. Петропавловский собор тогда же обрел статус кафедрального. В 1858 г. он уступил его Исаакиевскому собору, построенному по проекту Монферана.

До возведения Петропавловского собора в России не было подобных храмов зального типа в стиле барокко. В те времена в стране преобладал крестово-купольный тип храмовой архитектуры. Здесь же огромный четырехугольник поделен массивными пилонами на три нефа. Внутри — величественные колоннады и хрустальные люстры, заливающие светом все пространство. Торжественность и роскошь — основные отличия данного стиля. Снаружи стены были покрашены в ярко-желтый цвет. На фоне сурового гранита крепости сооружение выглядело величественно, празднично и нарядно.

Доминирующим элементом храма является колокольня, украшенная многоярусной композицией с курантами и шпилем, увенчанным фигурой Ангела с крестом. Есть мнение, что в очертаниях колокольни просматривается величественная фигура Петра Первого. Кстати, колокольню возвели на десять лет раньше храма. Ее Петр Первый считал архитектурным символом своей новой столицы. Он торопил архитектора, чтобы тот быстро спроектировал колокольню, которая величием и размерами затмит 85-метровую колокольню Ивана Грозного в Москве. Архитектор свою задачу выполнил. При Петре I колокольня Петропавловского собора имела высоту 106 метров.. Впоследствии ее высота была увеличена до 122, 5 метров. В деревянный шпиль в 1856 г. ударила молния, был страшный пожар. После реставрации деревянный шпиль был заменен металлическим, а колокольня стала самым высоким архитектурным сооружением города на Неве. В советское время шпиль Петропавловского собора позолотили. Два петровских символа Петербурга — здания Адмиралтейства и Петропавловского собора, разделенные величественной Невой, создают облик города в золотой перекличке устремленных в небеса шпилей.

Фигура Ангела высотой 3,2 м и с размахом крыльев 3,8 м является еще и флюгером. Причем идея такой конструкции, одновременно красивой и прагматичной, якобы тоже принадлежит Петру Великому. Хотя историки утверждают, что флюгером Ангел стал при Екатерине, после наводнения 1777 г. Тогда порыв ветра повредил скульптуру, и ее было поручено переделать Антонио Ринальди.

Жемчужиной внутреннего убранства собора и главной его реликвией считается иконостас в форме триумфальной арки. Он украшен золотыми скульптурами апостолов и 43 иконами кисти выдающихся живописцев московской иконописной школы — А. Меркурьева и Ф. Артемьева. Иконостас признан шедевров декоративного искусства России 18 века. Большая часть церковной утвари храма утрачена после революции и в годы советской власти. Храм долго был музеем, многие раритеты из него были переданы в Эрмитаж.

В Петропавловском соборе хранятся останки всех монархов династии Романовых (кроме Иоанна VI и Петра II), великих князей и княгинь. Молитвы с любыми просьбами у горожан почему-то принято читать у надгробия Павла I. В 1998 г. в соборе нашли последний приют останки Николая II и его семьи. Возле храма есть еще Комендантское кладбище с могилами всех 18 комендантов крепости. Главным праздником в храме считался день апостолов Петра и Павла. В старые времена в Комендантском доме по этому случаю устраивали обед. Приглашенных потчевали ухой, приготовленной из осетров, выловленных в Неве возле крепости. Сейчас это звучит, как сказка - осетры в Неве…