Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Большой театр кукол

Театр кукол, в отличие от классических драмы, оперы или балета, открывает необычайно широкие перспективы для реализации самых фантастических проектов. Ведь в синтетическом театре кукол любая фантазия и волшебство легко воспринимаются как часть большой игры и доходят до самого сердца зрителя.

1101px Большой театр кукол

А фантазия режиссера кукольного театра должна быть воистину безграничной, только в этом случае может состояться настоящий спектакль, где куклы превратятся в живых персонажей. В Большом театре кукол Санкт-Петербурга творили великие мастера кукольного театрального жанра, такие как Савелий Шапиро, Михаил Королев, Виктор Сударушкин, Алла Полухина. С каждым из них в театре связана своя эпоха.

Савелий Шапиро стал художественным руководителем театра кукол на второй год его существования - в 1932 году. С. Шапиро был учеником В.Мейерхольда, выпускником Школы русской драмы. В то время театр работал в Доме коммунистического воспитания детей Смольнинского района. В репертуаре театра появились «Каштанка» А.Чехова, "Бевронский луг" Р.Роллана, "Аладдин и волшебная лампа" Н.Гернет. Театр постоянно развивался и в 1939 году получил название «Второй ленинградский театр кукол». А в 1940 году у театра появилось свое здание -  старинный дом с гранитной облицовкой и атлантами на ул. Некрасова, (бывшей Бассейной) 10.

Театр с честью прошел  тяжелые испытания Отечественной войны. Он был эвакуирован в Сибирь, где постоянно представлял кукольные спектакли для детей и взрослых. Артисты выступали на аэродромах и кораблях, в госпиталях и на заводах. Дважды во время блокады они возвращались в Ленинград, выступали перед моряками Кронштадта. При первой возможности театр вернулся в родной город.

Свой первый послевоенный сезон театр открыл «Аленьким цветочком» по С. Аксакову. В то время в его труппе состояли блестящие артисты: Илья Альперович, Валерия Киселева, Владимир
Кукушкин, немного позднее - братья Александр и Владимир Корзаковы. Время С. Шапиро завершилось его последней работой – красивым поэтическим спектаклем «Сказание о Лебединце-городе».

Преемник С. Шапиро Михаил Королев продолжает работать в лучших традициях детского классического театра. На сцене театра проходят премьеры «Диких лебедей» Г. Х. Андерсона, «Конька-Горбунка» П.Ершова, «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина и др. С 1954 года в театре появляется постоянный репертуар для взрослых. Спектакли «12 стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова, легендарная «Прелестная Галатея» принесли театру заслуженную известность во всей стране. На сцене ставится «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, которая по праву считается одной из лучших театральных версий этого романа. При М. Королеве театр получает свое нынешнее название и становится Большим театром кукол.

М. Королев создал и возглавлял в течение 30 лет кафедру театра кукол в Ленинградском театральном институте, воспитавшую множество талантливых режиссеров и актеров, продолживших свою профессиональную карьеру во многих кукольных театрах страны.

Начиная с1964 года, более 20 лет художественным руководителем театра был Виктор Сударушкин. При нем Большой театр кукол еще более утвердился как один из ведущих театров страны. Эта была эпоха наивысшего творческого подъема театра за всю его историю. В это время В. Сударушкин поставил на его сцене наиболее успешные спектакли для детей и взрослых. Зрители рукоплескали «Слоненку» Р.Киплинга, «Неизвестному с хвостом» С.Прокофьевой, «Мальчишу-Кибальчишу» А.Гайдара, «Несусветной комедии» Т.М. Плавта, «Похождениям бравого солдата Швейка» Я.Гашека, «Иностранцу в Риме» по М.Зощенко, «Петербургской фантазии» по Н.Гоголю и Ф.Достоевскому. Оригинальная постановка «До третьих петухов» В.Шукшина начиналась в театре  ровно в полночь.

В. Сударушкин гастролировал со своими спектаклями в 18 странах мира и городах бывшего Союза. Его театр заслужил самые высокие награды российских и международных фестивалей театров кукол.

С 1993 года театр возглавила Алла Полухина, ученица Георгия Товстоногова, с приходом которой завершился семилетний период творческого спада, постигший театр после ухода из жизни В. Сударушкина. Первый же поставленный ею спектакль по сказке Яна Экхольда «Лисенок, который не хотел быть хитрым», получил в 1996 году три премии «Золотой софит»: за лучшую режиссуру – Алла Полухина, за лучшую мужскую роль - засл. арт. России Андрей Князьков и за лучшую женскую роль -  засл. арт. России Нина Тарновская.

В основу репертуара театра А. Полухина положила детскую классическую литературу. На афишах БТК появились М. Метерлинк с «Синей птицей», Ц.Топелиус с «Принцессой-Трещоткой», Г.Х. Андерсон с «Соловьем».

За всю историю в театре собрана богатейшая коллекция интересных кукол. Каждая кукла уникальна, ювелирного исполнения. Для постановки каждого нового спектакля используются дорогие эксклюзивные куклы. В постановках участвуют тростевые, перчаточные, штоковые куклы и даже марионетки. Так в спектакле «Русалочка» действие происходило на сцене в стеклянном аквариуме, в котором и выступали куклы.

С 2004 года театр работает без художественного руководителя во главе с директором Александром Калининым. В труппе театра 15 артистов, на сцене проходят 22 разноплановых постановки. 

401256

Срок жизни кукольного спектакля много дольше обычного драматического. Так в репертуаре театра еще представлены постановки В. Сударушкина «Слоненок» и «Сказка про Емелю», которые идут под запись голосов давно ушедших из жизни артистов.

 Во многих спектаклях существует «открытый план», где артисты театра играют наравне с куклами как драматические актеры. Каждый актер БКТ уникален и в спектакле часто работает с несколькими куклами, в отличие от театра Образцова, в котором одной куклой управляют несколько человек. Артисты БКТ отличаются в первую очередь оптимизмом, любовью к жизни, детям и куклам и представляют зрителям настоящее живое кукольное искусство.