Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Эрмитажный театр

Екатерина II, которую Вольтер именовал в своих стихах "Северной Минервой", издавна считавшейся покровительницей ремесел и искусств, проявляла особую заботу о культурном просвещении России. Не обошла императрица своим вниманием и театральное искусство. Она инициировала строительство театральных зданий, всячески поощряла драматургов и художников, опекала отечественных и иноземных актёров и, как известно, сама составляла и переводила  исторические драмы и комедии.

И в первую очередь она чувствовала необходимость  создания придворного театра компактного, изящного, в любой момент готового к её услугам. Именно такой Камерный театр, названный впоследствии Эрмитажным, и построил знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Это был лучшим по тем временам театр, здание которого отлично вписалось в единый ансамбль с дворцом, Малым и Большим Эрмитажами.

Оформление здания театра и его залов великолепно и представляет собой шедевр классической дворцовой архитектуры. Это небольшой придворный театр вместимостью 250 мест, рассчитанный на императорскую семью и небольшой круг избранных и приближённых лиц.

Сам зрительный зал уникален: небольшой по объему, он устроен так, что не требует использования театральных биноклей. Все происходящее на сцене видно хорошо с любого места. Зал обладает уникальной, с античным оттенком, формой и особым объемом с естественной прекрасной акустикой. Эти особенности театра еще раз подчеркивают мастерство и природный дар его архитектора.

Эрмитажный театр - самое старое из сохранившихся театральных зданий Санкт-Петербурга. В ноябре 2005 года ему исполнилось 220 лет. А вот его фундамент, на котором он стоит, по своему возрасту ровесник самому городу. Архитектор использует основание и стены предшествующих сооружений.

Каменный театр при Эрмитаже строится на месте помещений старого, четвертого по счету, Зимнего дворца. Перед началом строительства это здание находилось в ведении дирекции Императорских театров, и носило название "Театральный корпус".

Получив заказ на строительство театра, Кваренги спроектировал его на античный манер- с полукруглым амфитеатром, одним центральным и двумя боковыми маршами лестниц. Зал обходила окружная галерея, отделенная от него парными колоннами и балюстрадами. Вместе с полукруглыми окнами верхнего яруса это придало интерьеру легкость и воздушную наполненность. Между колоннами в нишах - как в зале, так и на сцене - архитектор поместил скульптурные изображения Аполлона и девяти муз, а над ними барельефы знаменитых деятелей искусств - своих современников. Они окружали весь зал и замыкались над сценой головою Медузы Горгоны, как символа очаровывающей магии искусства. И все великолепное помещение освещалось десятью люстрами, развешенными попарно и связанными в единую законченную композицию. Сама императрица скорректировала проект, убрав галерею и поставив кресла вместо скамеек.

16 ноября 1785 года премьерой комической оперы А. Аблесимова "Мельник, колдун, обманщик и сват" театр открыл свой первый сезон. Представления проходили два-три раза в неделю, а в дни торжественных приемов и чаще. В связи с отсутствием фасада гости проходили в зал из Эрмитажа через арку-переход, перекинутую архитектором Ю. Фельтеном над Зимней канавкой.

Одновременно Джакомо Кваренги продолжал работу, по строительству фасада. Новый фасад с классической колоннадой второго этажа и скульптурными фигурами и бюстами греческих поэтов гармонично дополнил дворцовую панораму невской набережной.
Екатерина Великая «высочайше пожаловала» одну из двух лож «под партерами сбоку» в пожизненное пользование придворному архитектору и Кваренги спускался сюда прямо из своей квартиры во флигеле, выходящем окнами на Зимнюю канавку, и мог присутствовать на каждом спектакле со всем своим многочисленным семейством.

Сразу после открытия театр начал бурную и очень насыщенную жизнь. Премьеры следовали одна за другой. Здесь выступали приглашенные императрицей мировые знаменитости: композиторы Доменико Чимароза и Джузеппе Сарти, художники и декораторы Пьетро Гонзага и Томас Дампьери, танцовщик Карл Ле Пик и актер Жак Офрен. В придворных спектаклях участвуют русская, итальянская, французская, немецкая труппы и балет. Театр являлся настоящей школой русского театрального искусства XVIII века. Однако подъем театра заканчивается вместе со смертью Екатерины II в 1796 году.

 

Вторая часть.

В XIX веке правители России - от Александра I до Николая II - безуспешно пытались возродить былую славу придворной сцены. В городе развивались профессиональные общедоступные театры, и роль Эрмитажного, как первого театра страны, все больше уходила в историю.

После революции вновь использовать театр для народных представлений с подачи наркома А. Луначарского, попытался В. Мейерхольд. Он наметил репертуар и списки привлекаемых деятелей искусства: В. Соловьёва, С. Радлова, М. Шагала, А. Головина, М. Добужинского, О. Книппер, Ф. Шаляпина. Начались репетиции и прошли пробные представления в залах музея. Однако в конце мая 1919 года было решено отложить открытие сезона в связи с необходимостью отгородить театр от музейных экспозиций живописи. На этом идея возрождения театра заглохла.

С1927 года помещение театра начали использовать, как лекторий музея Эрмитажа. В 1932 - 1935 годах на сцене театра проходили «тематические концерты» под руководством С Гинзбурга. В них участвовали оперные солисты, музыканты, артисты балета. На концертах демонстрировали французскую и немецкую музыку, рассказывали о творчестве Паганини, Вагнера, Перголези, показывали европейские танцы XVI-XVII веков. Лекции – концерты имели постоянный успех у публики, но были разорительны для Эрмитажа, и поэтому прекратили свое существование.

С тех пор театр перестал использоваться по своему прямому назначению. Здесь читались лекции по истории искусства, проводились научные конференции и заседания. Все подсобные помещения театра были заняты научными отделами, службами и лабораториями. Однако от непрофильного использования вентиляция , воздушное отопление, конструкции сцены и самого здания начали разрушаться, и к началу 80-х встал вопрос о выселении сотрудников и закрытии помещений.

В связи с этим было принято решение провести полную реконструкцию и реставрацию всего здания. Для этого правительством были выделены средства Государственному Эрмитажу и заключен контракт с финской строительной фирмой «Пуолиматка». Реставрационные Работы в зале театра и в расположенных под ним залах Петровского дворца провели мастерские музея. Были восстановлены и отреставрированы отделка зала, ряды кресел, потолок, системы освещения и акустики. Дополнительно смонтировали современное сценическое оборудование, система синхронного перевода (до 5 языков одновременно), киноустановка с аппаратурой обратной проекции, звукоусилительные и световые установки с компьютерным управлением. Основные работы были завершены к 1989 году.

Третья часть.

7 января 1991 года Эрмитажный театр вновь распахнул свои двери перед публикой. Продолжил работу лекторий музея, снова проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы.

Вместе с тем, сцена Эрмитажного театра стала одной из самых модных площадок Санкт-Петербурга. На ней был проведен фестиваль "Скрипка Паганини в Эрмитаже", на котором известный скрипач С.Стадлер исполнил классические произведения на скрипке Паганини, специально доставленной из Генуи. Здесь же состоялся фестиваль, посвященный 100-летию финского композитора Я.Сибелиуса, "Возвращение легенды". 1 января 1995 года из Эрмитажного театра транслировались на весь мир выступления М.Ростроповича в программе "Симфония мира". На сцене театра прошел ряд замечательных премьер, среди которых "Борис Годунов" М.Мусоргского в постановке Театра камерной оперы Санкт-Петербурга, "Саломея" Р.Штрауса, представленная в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра. Постоянно проходят концерты выпускников Академии балета им. А.Я.Вагановой. Стали традицией выступления Оркестра Государственного Эрмитажа.

Сейчас, в театральный сезон в Эрмитажном театре практически ежедневно проводятся оперные спектакли и концерты артистов балета. Часто выступают со своими постановками труппы Мариинского, Александринского театров, театра «Санктъ-Петербургъ опера». Среди зрителей много иностранных гостей нашего города. И все же для воссоздания былой славы театр ждет свою собственную труппу и свой собственный неповторимый репертуар.