Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Мариинский Государственный академический театр оперы и балета

История труппы  Мариинского театра начинается в 1783 году, когда в Петербурге  был построен Большой театр (сейчас в этом здании консерватория).
В 18 веке в Петербурге появилась площадь Карусель. Так называлось полюбившееся  придворному обществу театрализованное конное представление. На этой же площади проходили народные гуляния и  стояло невзрачное деревянное здание со сценой, где выступали драматические артисты, труппа итальянской оперы с участием  учеников Петербургской танцевальной школы.  

Mariinsky Theatre001

На месте деревянного здания, по приказу Екатерины Второй, был построен Большой (Каменный)  театр для создания придворного театра. Новое здание, по словам современников, своим великолепием и пышностью превосходил лучшие европейские театры. Его открытие состоялось в 1783 году оперой Дж. Паизиелло "Мир луны", площадь Карусель  назвали  Театральной. Придворный театр выступал здесь  до середины 19 века, труппа объединяла  как   музыкальных, так  и драматических артистов. 

Первое время в репертуаре были, в основном, итальянские оперы, но потом стали появляться и произведения русских композиторов: «Орфей» и «Ямщики на подставе» Е.Фомина, «Мельник – колдун, обманщик и сват» М.Соколовского, «Несчастье от кареты»  В.Пашкевича. В это время шло формирование русской школы исполнения оперы и балета, становление своего стиля.

В конце 18 – начале 19 веков на сцене Большого  выступали выдающиеся оперные исполнители: Н.Семенова, Я.Воробьев, А.Пономарев, А.Рамазанов, П.Злов, Е.Сандунова, П.Булахов;  и артисты балета И.Вальберх, Е.Колосова, А.Истомина, А.Глушковский, Н.Гольц, А.Новицкая и дугие.
 К началу 19 века  театр играл значительную роль в  культурной жизни столицы. Оперная и балетная труппа стали  самостоятельными  коллективами, а в 1803 году драматическая труппа отделилась от музыкальных.

В то время оперной труппой руководил капельмейстер, оперный и балетный композитор К.Кавос , балетный коллектив возглавлял  Ш.Дидло. В своих работах они стремились выйти за рамки придворного репертуара. В 1813 году появился балет на музыку К.Кавоса «Ополчение, или Любовь к отечеству» И.Вальберха и Огюста  о патриотизме в Отечественной войне 1812 года. В 1815 году состоялась  премьера оперы К.Кавоса «Иван Сусанин», предшественницы произведения Глинки. В1823 году  Ш.Дидло  поставлен  балет «Кавказский пленник»  по произведению А.С.Пушкина,  на музыку К.Кавоса.

Знаковым для русского музыкального искусства стал 1836 год. Из Большого театра драматическая труппа переезжает в Александринский.  Оперно-балетная труппа получает самостоятельность и  признана одной из лучших  в Европе. 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы М. Глинки «Жизнь за царя», это событие  принято считать  рождением  русской классической оперы. 
В 1942 году вышла вторая опера Глинки «Руслан и Людмила».

Наиболее популярные балеты в 40-х годах 19 века  были «Жизель», «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника», «Корсар»  Ж.Перро.

В 1843 году для оперы настали трудные времена. Несмотря на то, что оперные спектакли Большого театра  пользовалась большим успехом у зрителей, в Петербург приглашена итальянская труппа и ей отдана сцена театра. Постановка отечественных композиторов официально запрещена.  Часть русских певцов перевели к итальянцам, а остальной коллектив оперы в 1846 переводят в Москву.
29 января 1849 года  открылся, построенный напротив Большого театра , конный цирк. Деревянное здание было спроектировано так, что его можно было использовать и для театральных постановок.
В 1850 году  оперная труппа вернулась в Петербург, но помещения так и не получила. Спектакли проходили в  цирке, в те дни,  когда сцена была свободной от цирковых выступлений.

С восшествием на престол Александра Второго, началось реформирование и демократизация общества. Кода в 1859 году, цирк сгорел, то Александр повелел  на его месте построить театр для музыкальных выступлений. Через год архитектор А.Кавос восстанавливает здание. Сюда переехали оперная, а затем и балетная труппы.
Торжественное открытие состоялось 2 октября 1860 года оперой «Жизнь за царя».  Театр назвали Мариинским, в честь жены Александра Второго Марии Александровны.
По словам современников, это был театр "великолепнейший в Европе". Однако, в здании оказались недостаточно  продуманы служебные помещения, деревянные конструкции устаревали, что вызывало необходимость проводить реконструкции.  В 19 веке здание дважды подвергалось реконструкциям- в 1884-1886 годах  переделаны закулисные помещения, а в  1894-1896 годы подверглась перестройке зрительская часть, к  лицевому фасаду пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе, а по бокам  от основного здания появились флигеля.

До наших дней сохранились белоснежные скульптуры, обивки и драпировки в голубых тонах, позолота. По эскизам профессора К. Дузи выполнен замечательный плафон живописцем Э. Фрачиоли. Огромная бронзовая люстра из трех ярусов с хрустальными подвесками и канделябры изготовлены на пожертвования купца К. Плеске.

Первым главным капельмейстером Мариинского театра  стал К.Лядов, затем с 1863 по 1016 годы его сменил Э.Направник. За годы своей работы, Э.Направник  создал выдающийся творческий коллектив, который успешно конкурировал с итальянской труппой, проработавшей в  Большом театре до конца 19 века. Невероятной популярностью у зрителей пользовались О.Петров, М.Степанова, к ним присоединились молодое поколение оперных певцов Ю.Платонова, М.Сариотти, Ф.Комиссаржевский, И.Мельников, Ф.Стравинский, Е.Мравина, М.Славина, Н. и М.Фигнеры, М.Долина, Е.Павловская, позднее  В.Куза, Н.Фриде, Н.Забела, М.Корякин, Ф.Литвин, А.Давыдов, И.Алчевский, В.Касторский и другие. Высокий профессиональный уровень Мариинского театра создал условия для появления в труппе таких гениальных оперных исполнителей  как Иван Ершов и Федор Шаляпин.

В начале 20 века репертуар театра был насыщен выдающимися произведениями отечественных  и европейских композиторов. Среди русских произведений  «Каменный гость» и «Русалка» А.Даргомыжского, «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила» А.Серова, «Псковитянка»,  «Сказание  о невидимом граде Китеже» и другие произведения Н.Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и» Хованщина» М.Мусоргского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Демон»  А.Рубинштейна, все оперы П.Чайковского (на премьере «Чародейки» в 1887 дирижировал сам автор). Из европейских композиторов: «Пророк»  Дж.Мейербера, «Кармен» Ж.Бизе, «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно, «Мефистофель» А.Бойто, «Манон» Ж.Массне, несколько опер Дж.Верди,  оперы Р.Вагнера, среди которых выделяется постановка всей тетралогии «Кольцо нибелунга».

Первые эксперименты в режиссуре  оперы начал проводить О.Палечек.  В начале 20 века гениальные новаторские спектакли  поставил Всеволод Мейерхольд - «Тристан и Изольда» Р.Вагнера, «Орфей» и «Эвридика» К.В.Глюка, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Электра» Р.Штрауса, «Каменный гость» А.Даргомыжского, «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Соловей» И.Стравинского.

В конце 19 начале 20 века  блистает балетная труппа театра, которой руководил выдающийся постановщик М.Петипа. Его ошеломительные  балеты, особенно на музыку П.Чайковского и А.Глазунова, раскрыли дарования многих танцовщиц разных поколений. В начале 20 века в труппе танцевали такие звезды балета мировой величины как А.Павлова, М.Кшесинская, О.Преображенская, Т.Карсавина, О.Спесивцева, А.Ваганова, В.Нижинский, Н.и С.Легат.

Новое слово в  театральной живописи сказали гениальные художники Александр Бенуа, Константин Коровин, Александр Головин,  Валентин Серов.
По эскизам Александра Головина, в 1914 году, создан занавес, ставший эмблемой Мариинки. В 1952 году, художник С.Вирсаладзе  изменил темно-красную гамму занавеса на сине-голубую, в тон отделки зрительного зала.

Вместе с революцией в театр пришли тяжелые времена.  Мариинский театр передан в ведомство народного комиссариата по просвещению, в 1919 году назван академическим, а в 1920 переименован в Государственный театр оперы и балета.

С приходом советской власти из театра уходят почти все ведущие артисты балета, но все-таки удается  сохранить классический репертуар. Театр подвергается большивистским рейдам, инструкциям и циркулярам, артистам урезаются нормы продовольствия и тому подобные  бедствия.
В оперной  труппе в какой-то мере положение спас Федор Шаляпин, который вернулся в театр в 1918 году и стал его художественным руководителем. Он  привлек в творческий коллектив театра талантливую молодежь, сумел сохранить костюмы и реквизит театра, которые большевики собирались раздать неимущим крестьянам.    Шаляпин восстановил несколько русских и европейских классических опер, много выступал сам. В 1922 году Шаляпин эмигрировал из России, оставив в Мариинском театре сильный коллектив артистов и дирижеров.
 
В 1922 году балетную труппу возглавил Ф.Лопухов, который сумел возродить  многие классические балетные спектакли и  создать новые. С 1917 года в хореографическом училище  преподает А.Ваганова, чьи талантливые ученики пополняют коллектив театра. Многие из них получили всемирную известность -  О.Иордан, Т.Вечеслова, Г.Уланова, Н.Дудинская, Ф.Балабина, А.Шелест, В.Чабукиани, А.Ермолаев, К.Сергеев, Н.Зубковский.
Очень  плодотворным оказалось сотрудничество театра с композитором Б.Асафьевым.

В 1934 году театру присвоено имя С.М. Кирова.

Во время Великой Отечественной войны,  театр эвакуировали в Пермь, где он продолжал работать и выпускать новые спектакли. Часть артистов осталась в Ленинграде и работала в концертных бригадах. Во время блокады Ленинграда в здание Мариинского театра  попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено.

В послевоенные годы  в театре поставлено множество замечательных опер и балетных спектаклей,  выступают талантливые вокалисты , танцовщики , режиссеры, балетмейстеры, дирижеры, музыканты. Наиболее известными операми стали «Дуэнья» (Обручение в монастыре) С.Прокофьева, «Декабристы» Ю.Шапорина, «Волшебная флейта» В.А.Моцарта, «Питер Граймс» Б.Бриттена;  балеты «Золушка» С.Прокофьева; «Медный всадник» Р.Глиэра, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, «Гаянэ» и «Спартак» А.Хачатуряна и др.
Выдающимся балетмейстером в 60-70 х годах 20 века стал Ю.Григорович, на сцене блистали артисты балета И.Колпакова, Н.Макарова, А.Осипенко, И.Генслер, А.Сизова, Р.Нуреев, М.Барышников, В.Панов, Ю.Соловьев и др.

В 1976-1988 годах главным дирижером был Ю.Темирканов, в коллективе работали вокалисты И.Богачева, Г.Ковалева, Л.Филатова, Б.Штоколов, В.Атлантов, Е.Гороховская, Л.Казарновская, Л.Шевченко, К.Плужников, Н.Охотников, С.Лейферкус, Ю.Марусин и др.

В 1992 году театр обретает свое прежнее имя – Мариинский, теперь его полное название- Мариинский Государственный академический театр оперы и балета.

Новый этап в жизни театра начался с приходом в него Валерия Гергиева. В 1988 году в возрасте 35 лет он избирается художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года становится художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Валерий Гергиев – один из лучших  дирижеров в мире, талантливый и энергичный организатор, стремится сделать труппу Мариинского театра лучшей в мире.
Помимо воспитания артистов мирового уровня, главной заслугой Гергиева является расширение и обновление репертуара, особенно русских классических произведений. Наряду с традиционными спектаклями, он создал  новые  формы творческих выступлений. Это монографические  фестивали, посвященные творчеству М.Мусоргского, С.Прокофьева, Н.Римского-Корсаков.  Начиная с 1993 года, под руководством Гергиева,  ежегодно проходит международный фестиваль"Звезды белых ночей", одной из основных особенностей которого является традиционный показ всех премьер текущего сезона. С 2000 года любители балета со всего мира съезжаются в Санкт-Петербург на фестиваль балета  «Мариинский».
В 2005 году театр впервые провел фестиваль проводов русской зимы «Масленица».

Сейчас с Мариинским театром сотрудничают   крупнейшие  оперные  театры  мира: Ковент Гарден, Метрополитен опера, Опера де Бастиль, Ла Скала, оперные  театры Тель-Авива и Сан-Франциско. Зарубежные оперы  стали звучать  на языке оригинала.

С 1998 года, по инициативе Валерия Гергиева  в Мариинском театре работает академия молодых певцов. Ученики  академии  участвуют в оперных спектаклях театра , исполняя как небольшие, так и ведущие роли.

Несмотря на многочисленные  реконструкции, в начале 21 века назрела необходимость в перестройке здания театра и обновлении технического оснащения. В 2003 году прошел международный конкурс на проект нового здания, победителем которого стал французский архитектор Доминик Перро. Его проект объединил последние достижения архитектуры  и классику Санкт-Петербурга.

В этом году Мариинский театр закрылся на реконструкцию, его труппа выступает на других сценических  площадках Санкт-Петербурга.