Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова

Большой драматический театр был создан в 1919 году в Петрограде при активном участии М.Ф.Андреевой, А.А.Блока, М.Горького. Театр задумывался как театр героических масштабов, ярких образов, «великих слез и великого смеха» (Блок). Созданный в эпоху глобальных преобразований, он должен был передать ее особое величие, показать «героическую трагедию, романтическую драму и высокую комедию».

Tovstonogov Great Drama Theater 01

Основой коллектива БДТ стали артисты Театра художественной драмы, руководимого А.Н. Лаврентьевым (он и стал главным режиссером БДТ) и созданный в 1918 году Театр трагедии под руководством Ю.М. Юрьева. Председателем Директории Большого драматического стал А.А.Блок, а главным идеологом - Максим Горький.

Первое время театр работал в стенах Большого зала Консерватории. Там же 15 февраля 1919 года состоялась премьера театра "Дон Карлос" по Ф.Шиллеру.

В сентябре 1920 года Большой драматический обосновался в здании бывшего Малого театра (Суворинского) на набережной реки Фонтанки 65, где находится до сегодняшнего дня. Это здание было построено в 1876-1878 гг. по заказу графа А.С. Апраксина (самого богатого человека Петербурга того времени) по проекту архитектора Людвига Францевича Фонтанa. Апраксинский театр, как его называли, представляет собой классический тип трехъярусного театра, рассчитанный на 1098 зрителей.

1415970816 5102110417 19a5be4ebc o

Лозунг М.Горького "Героическому народу - героический театр!" воплотился в репертуаре театра, в котором преобладали классические пьесы У.Шекспира, Ф.Шиллера, В.Гюго, драмы немецких экспрессионистов.

Наиболее успешные спектакли того времени связаны с творчеством К.К.Тверского (сначала он работал в театре как режиссер, а с 1929 по 1934 гг. стал Художественным руководителем), обычно работавшего с художником М.З.Левиным. Среди них постановки пьес современных авторов: «Мятеж» (1925) и «Разлом» Б.А.Лавренева (1927), «Человек с портфелем» А.М.Файко (1928), « Город ветров» В.М.Киршона (1929), «Мой друг» Н.Ф.Погодина (1932). С середины 20-х годов, советские пьесы стали преобладать в репертуаре БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить романтику к действительности, соединить героический пафос с реальной жизнью. В коллективе театра выросли сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.Софронов.

Для многих актеров важной вехой стало участие в пьесах Горького. Большой успех имели пьесы Горького «Егор Булычев и другие» (1932) в постановке К.К.Тверского и В.В.Люце и «Достигаев и другие» (1933) режиссер Люце. В 1932 году театру присвоено имя Горького. В БДТ работали такие известных художники, как Кустодиев, Бенуа, Петров-Водкин, Акимов, Ходасевич, Дмитриев и другие. Их творчество широко представлено в музее театра, также как и фотографии, афиши, эскизы к спектаклям прошлых лет, автографы лучших деятелей российской культуры.

После ухода Тверского, в театре наступили не лучшие времена – менялись главные режиссеры театра, снижался художественный и профессиональный уровень постановок, падало актерское мастерство. Все это привело к потере зрителя. За двадцать лет в театре сменилось множество руководителей: 1934 – 1936- В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий, 1939–1940 – Б.А.Бабочкин, 1940–1944 – Л.С.Рудник, 1946-1949 - Н.С.Рашевская, 1950-1952 - И.С.Ефремов, 1954-1955 - К.П.Хохлов.

В первые годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован и работал в Кирове. После прорыва блокады в 1943 году, с первым же поездом, вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады для войск Ленинградского фронта и госпиталей.

Новая эпоха в истории БДТ началась в феврале 1956 года, когда его руководителем стал Георгий Александрович Товстоногов. Он обновил труппу и тщательно подошел к выбору репертуара. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в единую команду, способную успешно решать самые сложные творческие задачи.

Tovstonogov Great Drama Theater 012

За 33 года, в течение которых выдающийся режиссер руководил театром, он поставил 176 спектаклей и стал первым советским режиссером, который получил право выезжать на гастроли со своими постановками заграницу. Он создал театр, который на протяжении трех десятилетий незыблемо оставался одним из фаворитов отечественного театрального процесса. Динамика мысли, сценическая правда соединялись с яркостью театральной формы и создавали завораживающую притягательность его спектаклей. Каждый товстоноговский спектакль становился подлинным событием театральной и культурной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. Чтобы купить билет на спектакль в БДТ, не говоря уже о премьере, люди выстаивали ночь в очереди, либо покупали билет у спекулянтов с огромной наценкой. Созданные Мастером сценические шедевры: "Идиот", "Варвары", "Лиса и виноград", "Пять вечеров", "Горе от ума", "Три сестры", "Мещане", "Ревизор", "Ханума", "История лошади", "Три мешка сорной пшеницы", "Тихий Дон", "Дядя Ваня", "На всякого мудреца довольно простоты", "На дне", стали величайшими событиями отечественной театральной жизни, вошли в золотой фонд русского драматического искусства. Товстоногов умел чутко слушать время, безупречно точно подбирал репертуар, глубоко, а подчас и неожиданно трактовал и мастерски воплощал замысел пьесы. Все это обеспечивало неизменно высокий творческий результат.

Г.А.Товстоногов собрал букет уникальных актерских дарований, составивших лучший драматический коллектив страны. Роли, исполненные на сцене Большого драматического, принесли популярность И.М.Смоктуновскому, О.И.Борисову, раскрыли яркие способности Т.В.Дорониной, С.Юрского, Е.З.Копеляна, П.Б.Луспекаева, П.П.Панкова, Э.А.Поповой, В.И.Стржельчика, В.П.Ковель, В.А.Медведева, М.В.Данилова, Ю.А.Демича. Более сорока лет в БДТ творил великий русский актер Евгений Лебедев. Здесь до сих пор играют К.Ю.Лавров, А.Б.Фрейндлих, О.В.Басилашвили, Л.И.Макарова, Н.Н.Трофимов, З.М.Шарко, В.М.Ивченко, Н.Н.Усатова, Е.К.Попова, Г.П.Богачев, А.Ю.Толубеев, Г.А.Штиль, Л.И.Малеванная, Л.В.Неведомский.

В 1964 году Большому драматическому театру было присвоено звание академического. В 1970 году начала работать Малая сцена театра.

Последней работой Товстоногова стал спектакль «Визит старой дамы» по Ф.Дюрренматту. Среди учеников великого мастера такие режиссеры как Л.Додин, И.Владимиров, Г.Яновская, К.Гинкас, В.Воробьев, В.Гвоздков, Ю.Аксенов и др.

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 году, Художественным руководителем Большого драматического театра становится Кирилл Юрьевич Лавров. В 1992 году БДТ присвоено имя его бывшего главного режиссера Георгия Александровича Товстоногова, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и всей страны.

Сегодня на сцене Большого драматического работают ведущие режиссеры российского и мирового театра: Т.Н.Чхеидзе, Г.И.Дитятковский, Э.Нюганен, А.Я.Шапиро, Н.Н.Пинигин, Г.М.Козлов, А.Н.Максимов. В 2003 году Кирилл Лавров передал театр в режиссерские руки Темура Чхеидзе, ученика М.И. Туманишвили, который в свою очередь учился у Товстоногова.Чхеидзе пришел в БДТ вскоре после смерти Товстоногова и начиная с 1990 года каждый сезон ставил в БДТ спектакль, не бросая руководство Тбилисским театром имени Марджанишвили. По существу, Темур Чхеидзе прожил в БДТ целую жизнь со взлетами и падениями, а теперь для него началась повседневная работа, которая, по словам Евгения Шварца, "хуже вышивания".

В репертуаре театра идут спектакли по произведениям русской и зарубежной классики: "Лес" и "Таланты и поклонники" А.Н.Островского, "Борис Годунов" А.С.Пушкина, "Федра" Ж.Расина, "Макбет" У.Шекспира, "Жорж Данден" Ж.-Б.Мольера, "Перед заходом солнца" Г.Гауптмана, "Дом, где разбиваются сердца" Б.Шоу, "Ложь на длинных ногах" Э. Де Филиппо, современные российские комедии - "Семейный портрет с посторонним" С.Лобозерова и "Кадриль" В.Гуркина. Современные зарубежные пьесы представлены спектаклями Т.Стоппарда "Аркадия", Э.-Э.Шмитта "Загадочные вариации", Я.Реза "ART", Н.Саймона "Калифорнийская сюита", Р.Харвуда "Костюмер".

На Малой сцене театра идут постановки "Отец" А.Стринберга и "Баллада о невеселом кабачке" Э.Олби.