Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета

Театр имени Ленсовета был создан в 1933 году на основе расформированного Реалистического театра, и занял его помещение бывшей голландской церкви на Невском проспекте.

Изначально театр назывался Ленинградским государственным Новым театром. С тех пор название театра несколько раз менялось.

В 1953 году Н.П. Акимов, который в то время возглавлял театр, добивается переименования в Ленинградский государственный театр им. Ленсовета.

В 1981 году театру присвоено звание академический.

В 1992 году появляется название Санкт-Петербургский государственный академический Открытый театр.

В 1999 году возвращается прежнее название, которое действует до сих пор - Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета.

akademicheskii teatr im. Lensoveta (2)

19 ноября 1933 года прошла первая премьера театра- «Бешенные деньги» А.Островского в постановке И. Кроля. Через два месяца, в здании театра случился пожар, и коллектив остался без дома. Практически сразу театру выделили помещение на улице Рубинштейна, но оно требовало большого ремонта, который продлился почти 3 года. В 1936 году театр обосновался на новом месте, открыв сезон спектаклем «Слава» по М. Гусеву.

Большая часть труппы имела эстрадный опыт работы, но режиссеры театра считали эстрадную эстетику недопустимой в театре и вычищали ее безжалостно. Так, в театре работал молодой, в то время неизвестный, артист Аркадий Райкин, чьи роли оценивались невероятно низко из-за следования им эстрадной эстетике. Начинающему артисту пришлось покинуть Новый театр. Постановки театра придерживались публицистического и традиционно- реалистического стилей. Традиционный стиль использовался преимущественно в спектаклях по классическим произведениям- «Три сестры», «Варвары», «Повести Белкина».

В 1937 году руководителем театра становится известный актер и режиссер МХАТа, ученик К.С.Станиславского Б.Сушкевич. Вместе с ним пришли его ученики – выпускники Центрального театрального училища (теперь – СПГАТИ), а в репертуаре театра появились дипломные спектакли «Мера за меру» и «Дети Ванюшина». Театральный коллектив сплотился на основе студийных принципов работы. Тематика спектаклей выбиралась серьезная, историческая – «Мария Стюарт», «Заговор Фиеско» Шиллера, «Перед восходом солнца» Г.Гауптмана.

Осенью 1940 года Новый театр выехал на длительные гастроли на Дальний Восток, где его застало известие о начале Великой Отечественной войны. Возращение состоялось лишь в августе 1945 года, но уже в новое помещение - на Владимирском 12, в котором театр находится по сей день.

Здание театра было построено в 20-х годах 19 века как богатый особняк, который превратился позднее в «Игорный дом» с рестораном, игорным залом, кабинетами. В 1946 году, всвязи со смертью Б.Сушкевича, Новый театр остался без художественного руководителя. Короткое время руководителями театра были Б.Зон и С.Морщихин. С 1951 по 1956 г Новым театром руководит Н.П.Акимов.

В первую очередь Николай Павлович познакомился со всеми артистами и со всеми спектаклями театра, никого не уволил и никого не привел с собой, а стал работать со сложившимся коллективом. И вновь в театре возникает противоречие. Артисты, работавшие с Б.Сушкевичем, привыкли на первый план ставить психологию, драматизм, а Акимов исповедовал принципы эксцентрики, яркой визуальной формы. И случился замечательный союз актеров и режиссера.

Артисты с интересом и азартом осваивали новое для них неожиданное игровое направление. В результате, появилось ряд замечательных спектаклей, самые значительные из которых "Весна в Москве" (первый ленинградский мюзикл), "Европейская хроника", "Тени" Салтыкова-Щедрина, "Дело" по Сухово-Кобылину.

В эти годы в Новом театре работали актеры Г.Короткевич, П.Панков, А.Абрамов, В.Петров, О.Каган и другие.

В 1956 году Акимов вернулся в свой родной театр Комедии, а в театре им.Ленсовета наступил творческий кризис, который закончился с приходом ученика Товстоногова - И.П. Владимирова. Владимиров возглавил театр в 1960 году и вернул его к яркой игровой стилистике, добавив лирической публицистики и музыкальности. Игорь Владимиров внес много новых красок в театральную жизнь Ленгинграда того времени. В театре им.Ленсовета начался стремительный творческий подъем.

И.Владимиров опирался на молодых актеров Д.Баркова, Л.Дьячкова, Г.Жженова, А.Фрейндлих (ставшей женой Владимирова), Н.Пенькова, А.Петренко, А.Равикович, В.Харитонова. Позднее в театр пришли талантливые артисты< М.Боярский, Л.Луппиан, С.Мигицко, Л.Малеванная, И.Мазуркевич, начинающий режиссер Г.Опорков.

В эти годы на сцене театра появились молодежные спектакли: «Мой бедный Марат», «Таня» А.Арбузова, «Пигмалион» Б.Шоу, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира. Спектакль-ревю «Женский монастырь» В.Дыховичного и М.Слободского положил начало новому направлению в репертуаре театра- музыкальной комедии.

Однако, «Трехгрошовая опера» по Б.Брехту в 1966 году объединила трагические и музыкально- комедийные направления, показав новый интересный и зрелищный жанр, в котором объединились черты эксцентрики и трагедии, публицистики и лиризма, музыкального и драматического действа. В этом жанре исполнены любимые зрителями «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша».

Классические и публицистические линии продолжали присутствовать в репертуаре : «Преступление и наказание», «Вишневый сад», «Интервью в Буэнос-Айресе», «Станция», «Спешите делать добро», «Нечаянный свидетель».

Все время работы в театре им. Ленсовета И.Владимиров уделял очень большое внимание формированию труппы. Он вырастил несколько поколений замечательных актеров, ставшими мастерами сцены : С.Мигицко, М.Боярский, Л.Луппиан, О.Леваков, И.Мазуркевич, Е.Баранов, В.Матвеев, А.Пузырев, Т.Яковлева, А.Алексахина, М.Девяткин, Л.Леонова, Е.Маркина, С.Стругачев, А.Семенов, Е.Филатов и многие другие. Много лет Владимиров преподавал в актерской мастерской в ЛГИТМиКе (СПГАТИ).

 

В 1979 году на малой сцене театра им.Ленсовета открылся филиал театра - Молодежный театр. Главным образом  Молодежный театр состоял из учеников Владимирова в ЛГИТМиК (сейчас СПГАТИ), которые были заняты в основном репертуаре, а на малой сцене играли свои самостоятельные спектакли- «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова, «Мать» К.Чапека, «Бесприданница» А.Островского. В 1980 году Молодежный театр во главе с режиссером С.Спиваком стал самостоятельным театром. Сейчас его называют Молодежный театр на Фонтанке.

В 1999 году Игорь Петрович Владимиров умер.  Последние годы Игорь Петрович болел, не мог работать, поэтому,  Владислав Пази , который стал художественным руководителем после его смерти, фактически возглавил театр в 1996 году. Незадолго до этого, спектакль В.Пази «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей», поставленный в театре им. В.Ф.Комиссаржевской, получил самую престижную питерскую театральную премию «Золотой софит» в трех номинациях.

 

В театре им.Ленсовета В.Пази поставил много замечательных спектаклей, ориентированных на самые разные круги зрителей - "Поживем - увидим","Дверь в смежную комнату", "Жак и его господин", "Король, дама, валет", "С болваном", "Братец Кролик на Диком Западе", "Прекрасное воскресенье для пикника".

На сцене театра Ленсовета идут спектакли других талантливых режиссеров: Юрия Бутусова -"Клоп", "В ожидании ГОДО", "Калигула", "Войцек"; Олега Левакова - "Ты и только ты", "Трамвай "Желание"", "Кот в сапогах"; Геннадия Тростянецкого - "Мнимый больной","Каренин. Анна. Вронский"; Владимира Ветрогонова - "На бойком месте"; Татьяны Казаковой - "Самодуры"; Андрея Андреева - "Адский сад".

Продолжают свою жизнь в театре спектакли, поставленные И.П. Владимировым: французский водевиль "Крошка" по Ж. Летраза , остросюжетная "черная" итальянская комедия А. Николаи "Любовь до гроба" , эксцентрическая современная комедия "Гусар из КГБ" Б. Рацера и В. Константинова, а также интереснейшая трагикомедия "Игроки".

В театре играют такие интересные актеры, как А.Алексахина, С.Стругачев, О.Леваков, В.Матвеев, М.Пореченков, К.Хабенский и др. Владислав Пази ушел из жизни 13 мая 2006 года. Артисты театра им. Ленсовета, в память о нем, открыли 73-й театральный сезон его спектаклем "Фредерик, или Бульвар преступлений" по Эрику-Эммануэлю Шмиту, который они считают духовным завещанием своего наставника.

Последний сезон Владислава Пази и его театра стал счастливым. За постановку спектакля "Оскар и Розовая Дама", он получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации "Лучшая работа режиссера", а исполнительница главной роли Алиса Фрейндлих удостоена специальной премией Номинационного совета "Актер года". Помимо этого, Алиса Бруновна награждена «Золотой маской» за лучшую женскую роль российского театрального сезона. Один из лучших учеников Владислава Пази, актер Дмитрий Лысенков, награжден независимой актёрской премией имени В.И.Стржельчика за исполнение роли Кавалерова в спектакле "Заговор чувств".

В этом году многие артисты театра Ленсовета номинированы на высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит". Жизнь театра продолжается.


Защитный код
Обновить