Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Санкт-Петербургский Государственный музыкально - драматический театр Буфф

Термин БУФФ (от итал. buffo — шутовской, комический) подразумевает  комическую пьеса, построенную на смешных, шутовских выражениях и положениях. Буфф - самый демократичный и легкий театральный жанр.

Buff Theatre SPB 01

Театр жанра буфф, созданный в 1983 году, стал приемником первого русского театра "Буфф", появившегося в Санкт-Петербурге в сентябре 1870 года.

В то время московский актер Федотов добился разрешения открыть в Петербурге новый театр, причем совсем рядом со знаменитой Александринкой. Однако полученное разрешение одновременно накладывало ограничение на репертуар: спектакли должны выходить лишь на иностранных языках, причем «не драматические, а состоящие из танцев, музыки, пения, фокусов, акробатических номеров». И руководство «Буффа» стало приглашать популярных французских и итальянских звезд, на сцене появились короткометражные шутливые номера на французском. Новый театр пришелся по вкусу зрителям. Под давлением публики Дирекция императорских театров вынуждена была разрешить исполнять в «Буффе» комические оперы. На сцене этого театра  впервые в России исполнялись оперетты Оффенбаха и Кальмана. На сцене Петербургского «Буффа» оттачивали свое мастерство Анна Жюдик, Варвара Панина, певица русских романсов Анастасия Вальцева, великий комик Владимир Давыдов, Николай Монахов. В самый пик зрительского успеха, в 1872 году здание «Буффа» неожиданно  загорелось. Потеряв свое здание на Невском, в последующие годы театр несколько раз менял свое местоположение и хозяев, а затем и вовсе был закрыт.

Сейчас новый театр «Буфф» - единственный  в Петербурге, работающий в этом жанре. Его художественный руководитель, создатель театра, стоявший у его истоков - заслуженный деятель искусств России Исаак Штокбант. Ранее он работал главным режиссером Красноярского ТЮЗа, режиссером Карельского русского драматического театра, затем руководил творческой мастерской эстрадного искусства при Ленконцерте.

В 1983 году И. Штокбант и его ученики- выпускники Ленинградского государственного Института театра, музыки и кинематографии на курсе артистов эстрады решили организовать свой театр. В соответствии с задуманным стилем, его собирались назвать театр-кабаре. Но советские театральные руководители были против кабаре, и название театра поменяли на более широкое и загадочное - «Буфф». Каждые пять лет театр пополняет и обновляет свой коллектив за счет выпускников курса эстрады. Актеры театра сочетают в себе таланты вокала и танца, пантомимы и перевоплощения. Благодаря педагогическому, режиссерскому, организаторскому дару И. Штокбанта и высокому мастерству театральной труппы, театр третье десятилетие  неизменно привлекает публику в свои залы.

Сегодня в театре «Буфф» принимают зрителей три сценические площадки: Основная сцена (300 мест), Зеркальная гостиная (100 мест) и "Экспериментальная сцена (50 мест).

В труппе театра работают заслуженные артисты России Светлана Кифа, Евгений Александров, Мурад Султаниязов, Михаил Смирнов, Михаил Трясоруков, Виталий Жарков и др.
Театр выезжает со  своими спектаклями  и концертными программами в Москву, Минск, Таллинн, Ташкент, Алма-Ату, Одессу, Днепропетровск, Самару; во Францию, США, Германию, Швецию, Швейцарию, Норвегию, Финляндию.

В Зеркальной гостиной и на экспериментальной сцене проходят эстрадные представления. Актеры показывают номера разного эстрадного исполнения: танцуют, поют, устраивают фокусы, читают пародии и пр. В свободной обстановке уютных залов со столиками и мягкими креслами зрителям представляется возможность самим поучаствовать в происходящем на сцене, приятно и весело отдохнуть.

 По выходным дням и в дни школьных каникул на всех площадках театра идут представления для детской аудитории. Причем важной и интересной чертой детских спектаклей «Буффа» является их игровое начало: дети не просто смотрят сказочную постановку, но имеют возможность принять в ней участие. Вместе со смешными персонажами маленькие зрители играют, танцуют, поют, отгадывают загадки, выигрывают призы. В театре проходят такие спектакли как «Остров сокровищ», «Царевна Несмеяна», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Пиноккио», «Джунгли», «Островок каникул», «Волшебник изумрудного города», и др.

На сцене современного "Буффа" представлены классические комедии, мюзиклы, мелодрамы, музыкальные шоу, эстрадные концерты. Важную роль театр отводит постановке отечественного мюзикла. В отличие от западного подхода, где главная роль в мюзикле отводится танцу и песне, часто в ущерб сюжету, в театре "Буфф" мюзиклы создаются на драматургической основе. Подчеркивая психологическую глубину, постановки отличаются легкостью восприятия и наполнены ярким, добрым юмором.

С "Буффом" работают известные петербургские композиторы В. Успенский и В. Плешак, благодаря которым появились мюзиклы "Великий комбинатор", "Миллионерша", "Казанова в России", "Искушение Жанны", "Любовь без границ", "Бал воров".

Особый интерес представляют пьесы художественного руководителя театра И.Штокбанта. Им созданы и поставлены спектакли "Одна ночь из жизни женщины", "Цирк уехал, клоуны остались", "Искушение Жанны", "Казанова в России", "Любовь без границ", "Репетиция на бис", "Квартира для любовницы (Лина)".

Спектакль «Мандрагора» по пьесе Николо Макиавелли является для театра «Буфф» своеобразным художественным символом, как в свое время у МХАТа - "Чайка", а у театра Вахтангова - "Принцесса Турандот". На протяжении всех лет жизни театра "Мандрагора" была украшением Основной сцены и игралась всеми поколениями актеров, приходящими в театр после окончания эстрадной мастерской СПГАТИ. В сегодняшнем спектакле о жизни достопочтенных флорентинцев, гордыне и глупости, страстной любви и народной смекалке играют самые молодые артисты театра (они еще учатся на третьем курсе Театральной академии, класс И.Штокбанта). Студенты привносят в уже знакомую зрителям историю свежую интонацию и новую музыкальность. Молодежь пробует силы и  в самостоятельном спектакле "Любовь без границ" (автор и постановщик - И.Штокбант). Это пьеса о жизни, проблемах, отношениях молодых людей и великой соединяющей силе любви.

Сохранение в репертуаре театра таких знаковых спектаклей дает уникальную возможность зрителю почувствовать дух традиции театра и его новые веяния.