Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Московский вокзал

Московский вокзал, расписание

В середине XIX века началось строительство железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой. Строительство железнодорожной ветки до Москвы велось в течение четырех лет. Дорога была официально открыта в 1951 году. Однако еще задолго до этого поезда уже ходили по участку этой железнодорожной трассы, между Петербургом и Колпино.

Проект здания вокзала был разработан известным архитектором К. Тоном. Само строительство велось под руководством инженера К.А. Желязевича. Местом для постройки вокзала выбрали участок на Знаменской площади (ныне площадь Восстания), которая была расположена в те времена на окраине Петербурга. Архитектурный облик здания напоминает европейские городские ратуши XVII – XVIII веков. Главный фасад здания, украшенный двумя ярусами колонн коринфского ордера, обращен к площади. В его центре – двухъярусная башня с часами. В здании имеются двое высоких ворот для подъезда к перронам. Сначала на вокзале не было ни буфетов, ни помещений для багажа, ни билетных касс (они находились в другом месте – на Троицком проспекте). Помещения вокзала в основном предназначались для служащих железной дороги. В здании были также апартаменты для царской семьи. Здесь также размещалось Главное управление Николаевской железной дороги.

Первыми пассажирами, отправившимися с Николаевского вокзала в Москву, были военные некоторых императорских полков. Затем испытать новую железную дорогу решил сам император Николай I, который отправился в Москву со своей семьей. Именно в честь царя и был назван вокзал в Петербурге – Николаевский.

Для удобства пассажиров вскоре понадобилось реконструировать здание: залы ожидания были расширены, построили багажный флигель.

Кроме того, стены, которые отделяли помещения вокзала друг от друга и от железнодорожных платформ, были заменены открытыми арками. В начале XX века по проекту архитектора В.А. Щуко здание вокзала было расширено в сторону железнодорожных путей.

После революции вокзал стал называться Октябрьский, а Знаменская площадь – площадь Восстания. Позже вокзал переименовали в Московский. Примечательно, что именно на Октябрьской железной дороге появился первый в России фирменный поезд под названием «Красная стрела».

С Московского вокзала во время Великой Отечественной войны проходила эвакуация жителей Ленинграда. После войны было возобновлено движение поездов «Красная стрела», ставшими очень популярными у жителей и гостей города. Вокзал дважды перестраивался – в начале 50-х годов и в 1967 году по проекту архитектора В.И. Кузнецова. Тем не менее, его архитектурный облик остался прежним со времен реконструкции здания под руководством В.А. Щуко. К 50-летию Октябрьской революции главный зал вокзала был отреставрирован, и в нем установили памятник В.И. Ленину.

Сегодня Московский вокзал является одним из самых крупных в России; он имеет подземное сообщение со станциями метрополитена – Площадь Восстания и Маяковская. К 300-летию Санкт-Петербурга зданию Московского вокзала вернули его первоначальный желтый цвет.