Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Железнодорожные вокзалы в Санкт-Петербурге – информация для путешественников - расположение, направления, как добраться

Именно в Санкт-Петербурге началось строительство железных дорог, когда была проложена ветка, связавшая город и Царское село. По ней в 1837 году проследовал первый паровоз с Витебского вокзала. Помимо Витебского, функционирующего и в настоящее время, пассажиров поездов дальнего следования и пригородных электропоездов обслуживают Московский, Ладожский, Финляндский и Балтийский вокзалы.

Московский вокзал

О вокзале

Московский вокзал – второй вокзал Санкт-Петербурга, построенный в период с 1847-51 годы. Он возводился одновременно с Ленинградским, ранее именовавшимся Николаевским, в Москве. Разработкой проекта занимался К.А. Тон, а работы шли под руководством К.А. Желязевича. Двухэтажный вокзал, украшенный круглыми колоннами, выдержан в стиле эпохи возрождения, а его фасад схож с ратушами городов Западной Европы. В его центре располагается башня с часами.

В 1912 году был разработан новый проект реконструкции архитектором В.А. Щуко, согласно которому здание должны были снести. Строительство началось с левого крыла, но в результате гражданской войны прекратилось, и старое здание с башенкой уцелело.

Вокзал функционировал до блокады, после чего до февраля 1944 года сообщение прекратилось. В 1967 году был создан большой световой зал, в центре которого появился бюст Ленина. Ранее на этом месте был памятник Николаю I. В 1993 году его заменили на бюст Петра Великого.

Реставрация проводилась к 2003 году, а в 2005 году вокзал сменил цвет с зеленовато-бирюзового на песочный.

Отправления

С Московского вокзала поезда следуют на юг и восток страны, а также до Азербайджана, Узбекистана и Украины. Адлер, Анапа, Архангельск, Астрахань, Белгород, Бологое, Брянск, Великий Новгород, Владикавказ, Волгоград, Вологда, Воронеж, Иванов, Ижевск, Казань, Кисловодск, Махачкала, Нижний Новгород, Новороссийск, Осташков, Самара, Саратов, Уфа, Челябинск, Ярославль – города, в которые можно отправиться с Московского вокзала. Электрички идут до станций – Будогощь, Малая Вишера, Волховстрой, Шапки, Невдубстрой, Кириши.

Расположение и как добраться

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский пр-т, дом. 85.

Как добраться: Из м. Площадь Восстания, м. Маяковская можно попасть непосредственно в здание вокзала через подземный переход. Со стороны Невского и Лиговского проспекта располагаются остановки:

  • автобусов № – 3, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191;
  • тролейбусов № – 1, 5, 7, 10, 11, 16, 22, 33;
  • трамваев № – 16, 25, 49.

Ладожский вокзал

О вокзале

В 1913 году появилась товарная станция «Дача Долгорукова», ставшая предшественницей Ладожского вокзала. В 1960-е годы, когда возрос пассажиропоток, было принято решение возвести на этом месте новый вокзал. В 1980-е годы начались подготовительные работы, но затем были прекращены в связи с политическими переменами и кризисом.

К идее вернулись только в 2001 году, когда было принято решение возводить вокзальный комплекс к 300-летию города на Неве. Менее чем за 2 года по проекту Н. Явейна была простроена новая станция, чье открытие прошло 25.05.2003 года.

Внешний вид вокзала непривычный, больше похожий на аэропорт за счет своих стеклянных стен и металлических перекрытий. Здание представляет собой две круглые башни, соединенные пролетами, и отражает петербургскую архитектуру XXI века.

Вокзальный комплекс сосредоточен на верхнем, нижнем и подземном ярусах. С подземного уровня отправляются пригородные поезда, а верхний предназначен для поездов дальнего следования, а также встреч и ожидания. Все пространство верхнего этажа занято Световым залом – это громадный холл с прозрачной крышей. Ладожский вокзал не только красивый, но и самый «умный» в Европе, ведь он оборудован современными системами безопасности и передовой электроникой.

Отправления

Ладожский – единственный транзитный вокзал в Санкт-Петербурге. Поезда дальнего следования идут на север и восток страны, а также в Казахстан и Финляндию. Электропоезда следуют до станций Мга, Невдубстрой, Пупышево, Волховстрой, Кириши, Будогощь, Свирь, Бабаево.

Расположение и как добраться

Адрес: г. Санкт-Петербург, пр-т Заневский, д.73.

Как добраться: от м. «Ладожская», не выходя на улицу, можно попасть в здание вокзала.

Около здания вокзала располагаются следующие остановки:

  • автобусов № –429, 462, 531, 532, 533;
  • тролейбусов № – 1, 22;
  • трамваев № – 8, 10, 59, 64;
  • маршруток № – К5, К17, К21, К32, К37, К64, К77, К92, К95, К118, К269А, К271, К322, К369, К397, К429/К53.

Витебский вокзал

О вокзале

Витебский вокзал – первый железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга, от него шла ветка Санкт-Петербург – Царское село. В то время из-за нехватки бюджета станция была деревянной и располагалась на месте современной станции м. «Пушкинская». Вокзальный комплекс из камня был построен под руководством архитектора К.А. Тона в 1849-52 годах, а в 1874-75 годах его реконструировали и расширили.

В 1900-04 годы архитектор С. Бржозовский вместе с инженером С. Минашем руководили работами по строительству нового здания Витебского вокзала в стиле модерн.

Здание очень оригинальное, не похожее на типовые строения. Над архитектурным комплексом возвышается металлический купол и часовая башня. На главном фасаде размещен ризалит с большой витражной аркой. В главном здании особое внимание привлекает парадная лестница, в пролете которой находится бюст Николая I. Здание украшено стеклянными и коваными элементами, красивой мозаичной плиткой, монументальными архитектурными, техническими и дизайнерскими новшествами.

Отправления

От Витебского вокзала поезда следуют до Белоруссии, Украины, Молдавии, Литвы, Калининграда и Псковской области. Электрички отправляются до станций Павловск, Вырица, Поселок, Оредеж, Чаща, Чолово, Новолисино, Новгород-на-Волхове, Луга.

Расположение и как добраться

Адрес: г. Санкт-Петербург, пр-т Загородный, д.52.

Как добраться: Слева от вокзала вход в метро м. «Пушкинская». Со станции м. «Звенигородская» лучше перейти на «Пушкинскую», а затем выйти около здания вокзала.

Около здания вокзала располагаются следующие остановки:

  • автобусов № –39э;
  • тролейбусов № – 3, 8, 15, 7;
  • трамваев № – 16;
  • маршруток № – К25, К90, К124, К177, К258, К338.

Финляндский вокзал

О вокзале

Строительство Финляндского вокзала происходило вместе с прокладкой железной дороги от Санкт-Петербурга до станции, недалеко от Хельсинки. По проекту архитектора П. Купинского здание было возведено в готическом стиле. Некоторые пути проходили через город, что было очень неудобно, поэтому в начале XXвека их перестроили, подняв на 5 метров над улицами.

От старого здания сохранился только ризалит, основное строение было полностью перестроено в 1950-е годы. Новое строение было выдержано в духе функционализма. К 300-летию Санкт-Петербурга здание вокзала переделали – обновили фасад, кровлю, зал ожидания. Через пару лет на площади был возведен красивый фонтан, ставший излюбленным местом для молодоженов и выпускников.

На площади с 1926 года стоит памятник Ленину работы Щуко и Гельфрейха. Именно на Финляндский вокзал в 1917 году Ленин приехал из иммиграции на паровозе, который представляет собой еще одну достопримечательность вокзала. Только Финляндский вокзал функционировал во время блокады, о чем напоминает расположенный на территории вокзального комплекса мемориал.

Отправления

От Финляндского вокзала следуют поезда «Аллегро» до Лахти, Хельсинки. Пригородные поезда отправляются в северо-западном и северо-выстрочном направлениях до ст. Выборг, Каннельярви, Рощино, Белоостров, Сестрорецк, Зеленогорск, Приморск, Орехово, Васкелово, Лосево, Приозерск, Кузнечное, Мельничный Ручей, Ладожское Озеро, Петрокрепость, Невская Дубровка.

Расположение и как добраться

Адрес: г. Санкт-Петербург, пл. Ленина, д.6.

Как добраться: м. «Площадь Ленина». Не выходя на улицу, можно попасть в здание вокзала.

Около здания вокзала располагаются следующие остановки:

  • автобусов № –28, 37, 49;
  • тролейбусов № – 38, 43;
  • трамваев № – 6 20, 23, 30;
  • маршруток № – К37, К106, К107, К137, К177, К178, К191, К212, К262.

Балтийский вокзал

О вокзале

В 1850-х годах была построена Петергофская железная дорога за счет средств баронов Штиглица и Фелейзина, поскольку царская казна была опустошена Крымской войной. Первоначально ветка соединяла только Санкт-Петербург и Петергоф, лишь на семь лет позже была проложена до Ораниенбаума. В 1960-70 годы ее еще удлинили до Гатчины и Таллина, и вокзал стан называться Балтийским.

Архитектором вокзального комплекса являлся А.И. Кракау, который за образец взял парижский Восточный вокзал в стиле возрождения. Два флигеля с ризалитами сохранились и до наших дней, а также витраж с двумя квадратными башнями.

В 1930 году здание перестроили в связи с увеличившимся пассажиропотоком, а также в это время с него стали отправляться исключительно пригородные поезда. Первые электропоезда с Балтийского вокзала начали ходить только в 1933 году из-за Первой мировой войны и Революции.

В 1955 году к левому крылу присоедини станцию метро «Балтийская». В 2000-х вокзальный комплекс отреставрировали и ввели в использование автоматические системы. Украшением Балтийского вокзала служат часы П. Буре, которые функционируют и по сей день.

Отправления

Балтийский вокзал – крупнейший в стране и второй в северной столице по пригородным перевозкам. Электропоезда следуют до станций Лигово, Новый Петергоф, Ораниенбаум-1, Лебяжье, Краснофлотск, Калище, Красное Село, Гатчина-Балтийская, Веймарн, Кингисепп, Сланцы, Ивангород, Гатчина-Варшавская, Сиверская, Строганово, Мшинская, Луга-1, Псков, Гдов.

Расположение и как добраться

Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д.120.

Как добраться: от м. «Балтийская» идет проход в здание вокзала.

Около здания вокзала располагаются следующие остановки:

  • автобусов № –10, 43, 65, 67, 67Б, 70, 71, 833А, 841, 844Т, 851, 888;
  • тролейбусов № – 3, 8;
  • маршруток № – К62, К67, К186, К252, К281, К404.

Санкт-Петербургские железнодорожные вокзалы, созданные выдающимися архитекторами, являются частицей истории этого города. Московский, Витебский, Финляндский, Балтийский вокзалы относятся к историческим постройкам 19-20 веков, а Ладожский – современный, технологичный, один из лучших в Европе.