Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культурная деятельность. Часть II

В 1942/43 г.г., будучи еще очень трудной, жизнь в Ленинграде (в т.ч. культурная) понемногу налаживается. Возобновившиеся с осени 1942 г. занятия в школах и вузах больше не прерываются. С 01.10.43 стали действовать Педагогический, Инженерно-строительный, Политехнический, Химико-технологический институты, институт Инженеров связи, Железнодорожного транспорта и другие вузы.

Сразу же после опубликования в "Правде" пьесы К. Симонова "Русские люди" артисты Радиокомитета поставили по ней радиоспектакль. После чего и возникла мысль о создании еще одного - объединенного драматического театра - Городского (или, как его назовут сами ленинградцы, Блокадного). Ему предоставили пустовавшее помещение Театра комедии (на Невском проспекте) и труппа только что созданного театра вскоре пополнилась не только драматическими, но и оперными, и балетными артистами. 18.10.42 театр открылся премьерой спектакля "Русские люди". В первом же сезоне в Блокадном (позднее - театре им. В.Ф. Комиссаржевской) были поставлены "Евгений Онегин", "Эсмеральда". Условия, в которых работал театр, были почти полевые: часто не было света, актерам и зрителям приходилось пережидать бомбежки и артобстрелы в бомбоубежище, а затем возвращаться и доигрывать (досматривать) театральное действие. Людей не хватало, артистам приходилось все делать самим: и ставить спектакли, и мастерить декорации, и подбирать костюмы. Обязанности рабочих сцены выполняли женщины - управляли тяжелыми конструкциями в антрактах, а иногда и поддерживали многокиллограмовые декорации во время действия (закрепить декорации по всем правилам часто не представлялось возможным).

09.08.42 в Филармонии в исполнении Большого симфонического оркестра под управлением К.И. Элиасберга прозвучала Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, работу над которой композитор начал в первые дни блокады в Ленинграде. (Первое исполнение симфонии состоялось в эвакуации, в Куйбышеве-Самаре). Зал был переполнен. По окончании концерта публика устроила овацию композитору и оркестру. 

В январе 1942 г. в городе был устроен первый за блокаду "живой" вернисаж работ ленинградских художников. 28.02.43 в Доме архитектора открылась выставка конкурсных проектов монумента, посвященного прорыву блокады. В сентябре 1943 г. с успехом прошла выставка картин В.М. Конашевича. 

Восстанавливается издательская деятельность: кроме ежедневно выходивших газет, начинают снова публиковаться сборники стихов современных поэтов: выходят в свет поэмы В. Инбер ("Россия"),
А. Прокофьева ("Пулковский меридиан"), издаются произведения отечественных и зарубежных классиков. В 1943-м, юбилейном для города году (240-лет со дня основания) в блокадных условиях был издан альбом-монография АПУ (архитектурно-планировочного управления) - "Ленинград". Весь тираж (2 500 экз., из которых 50 - именные) отпечатан в типографии им. И. Федорова. Традиционно посвященная архитектурному обзору города книга выполнена, как полноценное подарочное издание: 403 страницы на кремовой мелованной бумаге в твердом переплете оливкового цвета и белом футляре из толстого картона (именные экземпляры выполнены в белом с золотом переплете). Общий размер издания, которое включает в себя более 350-ти иллюстраций: 26 х 34 см.


"Ленинградскую правду" за всю блокаду не удалось отпечатать только 1 раз: 25.01.42 (номер набрали, сверстали, но прекратилась подача электроэнергии).

Возвращаются из эвакуации театры: в 43-м в Ленинград вернулась труппа БДТ, летом 44-го приехал коллектив Кировского театра оперы и балета, а также творческие силы Театра им. Пушкина (Александринского). Осенью того же года начинают идти спектакли в ТЮЗе и Малом оперном театре.
В апреле 1944 г. в Соляном городке была открыта выставка, посвященная обороне Ленинграда. (В 1946 году выставка была преобразована в Музей обороны Ленинграда - 1-й музей истории ВОВ в СССР).

 

Текст подготовила Анна Тирле