Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Архитектурные приоритеты периода «развитого социализма». Жилищный, транспортный и экологический вопросы. Неовандализм в отношении памятников истории и архитектуры. Часть I

Высказанный ещё Хрущёвым лозунг: "догнать и перегнать Запад" был подхвачен сместившим его Брежневым и во времена т.н. "развитого социализма" стал определяющим для всех сфер жизни, включая градостроительство. Особое внимание в этот период уделяется возведению разноплановых общественных объектов, способных поражать воображение и наглядно демонстрировать достижения советской экономики, являя образцы современной архитектуры - всевозможные комплексы, предназначенные для проведения массовых зрелищных мероприятий, гостиницы и др. постройки-колоссы.

Так, в 1967 г. в Ленинграде на проспекте Добролюбова появилось сооружение международного класса - многофункциональный спортивный комплекс "Юбилейный" (авторы проекта: А. и Г. Морозовы, Ф. Яковлев, А. Левханьян). Его образуют 3 здания: центральное, круглое (диаметр 93 м, высота - 22 м), а также Большой и Малый вспомогательные корпуса прямоугольной формы (Большой оснащён тренировочным катком с искусственным льдом, в Малом располагаются служебные помещения). Предметом особой гордости "Юбилейного", построенного по последнему слову тогдашней техники, стал громадный зрительный зал, способный увеличиваться или уменьшаться в размерах, вмещая в зависимости от необходимости от 6 500 до 10 000 зрителей.

Нынче немногие помнят неприглядную картину у Тучкова моста возле старинных пеньковых складов, на месте которых был возведен СК "Юбилейный". Здание, далёкое от шаблонности и стилизации, соразмерно сложной среде, хотя и имеет совершенно иной облик. В нём эстетические идеалы нового времени органично соединены с прогрессивными конструктивистскими решениями. Первых посетителей "Юбилейного" поражало внутреннее пространство с большепролётными конструкциями - покрытием из радиально расположенных тросовых форм (без промежуточных опор), переброшенных над 100-метровым пролётом, отчего создаётся впечатление, что железобетонное кольцо в интерьере зала само собой висит в воздухе.
В 2000 г. спорткомплекс был подвергнут реконструкции и расширению.


В том же 1967 г. по проекту Ж. Вержбицкого, Г. Вланина, А. Жука, Н. Каминского и инженера Н. Максимова в Ленинграде был возведен Большой концертный зал (на 1 000 мест). Его построили на месте Греческой церкви на Лиговском проспекте. Споры о здании не утихают по сей день, его считают диссонансом в старой застройке.

К выдающимся общественным объектам конца 1960-х, относится и Спортивно-концертный комплекс (СКК) на проспекте Гагарина (арх.: И. Чайко, Н. Баранов, Ф. Яковлев, Ж. Владиславлева). К тому же это образец одного из первых долгостроев - строительные работы СКК были полностью завершены только в 1981 г. Это одно из крупнейших в стране сооружений многоцелевого назначения (его вместимость - 25 000 зрителей). Здесь впервые в мировой строительной практике был создан зал, перекрытый стальной мембраной. На фасаде круглого в плане здания выявлен несущий каркас - 56 стальных бетонированных колонн и верхнее сборно-монолитное железобетонное опорное кольцо. Три объёма - цилиндр зала, 2-этажная обстройка и гранитный подиум образуют единую композицию. Вход акцентирован скульптурами спортсмена и актрисы. С возведением СКК в городе появился новый ансамбль, непосредственно связанный с Московским парком Победы.

Спортивно-концертный комплекс (СКК) на проспекте Гагарина


В 1988 г. Научно-техническое общество Франции внесло зал СКК в список величайших инженерно-строительных достижений ХХ века наряду с туннелем под Ла-Маншем, норвежской платформой для добычи нефти со дна Северного моря и транспортной эстакадой, соединяющей все острова Японии. (В число избранных шедевров зал СКК попал благодаря гигантскому 160-метровому пролёту, перекрытому тонкой стальной оболочкой - мембраной).

Текст подготовила Анна Тирле