Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Борьба с формализмом: культурные «чистки» и перестройки. Сотворение советских мифов. Всеобщая русификация. Часть II

Удачный во всех отношениях старт "Встречного" и "Юности Максима" вывел их создателей в авангард советского кино, они стали задавать тон на всей киностудии, начавшей превращаться из "прибежища попутчиков ФЭКС" в ведущую государственную фабрику идеологически направленных грёз. Всё это делало "Ленфильм" и его талантливых режиссёров фаворитами эпохи в сфере культуры. В 1935 г. студия была награждена орденом Ленина, став первым творческим коллективом, удостоенным этого высшего отличия страны. Орден Ленина получили также Козинцев и Трауберг, Эрмлер и братья Васильевы (Эйзенштейну ордена не дали). В том же году на проходившем в Москве международном кинофестивале "Ленфильму" присудили 1-ю премию за программу, в которую входили "Чапаев", "Юность Максима" и "Крестьяне" (Ф. Эрмлера). Это был пик славы и официального признания "Ленфильма" лучшей киностудией страны.

  "Семеро смелых" (1936, реж. С. Герасимов)   

Астропроцессор ZET :: Просмотр темы - Для веселых и находчивыхОгромным успехом у публики пользовались и др. картины, снятые в 1930-е гг. на "Ленфильме": "Семеро смелых" (1936, реж. С. Герасимов), "Великий гражданин" (реж. Ф. Эрмлер), "Депутат Балтики", "Член правительства" (1937, реж.: А. Зархи, И. Хейфец), "Человек с ружьём" (1938, реж. С. Юткевич), "Пётр I" (реж. В. Петров) и др. Однако самым популярным из фильмов довоенного периода был, конечно, "Чапаев" братьев Васильевых. На него ходили не по одному разу, герои картины мгновенно стали персонажами фольклора. (Подростки вообще смотрели "Чапаева" по 5-10 раз, надеясь, вопреки всему, что может быть, на сей раз любимый герой спасётся). По степени воздействия на аудиторию с "Чапаевым" мог сравниться только "Великий гражданин" Ф. Эрмлера - фильм о смерти Кирова в интерпретации, предложенной Сталиным. По воспоминаниям современников зрители выходили после просмотра картины, готовые буквально растерзать злодеев-оппозиционеров, пытавшихся свернуть страну со сталинского пути.

  Кадр из фильма "Великий гражданин"  

Эрмлер. Большая советская энциклопедия. понятие Музыку к этому фильму (награждённому Сталинской премией 1-й степени), как и ко многим картинам, снятым на ленинградской киностудии, написал Д. Шостакович. Примечательно, что его работа в кино - мелодии к кинолентам революционной тематики были необычайно популярны и окружены романтическим ореолом, в то время, как симфонические произведения композитора в этот же период неоднократно объявлялись антинародными. (Чего стоит только одна знаменитая статья в "Правде" "Сумбур вместо музыки", не на одно десятилетие закрывшая дорогу на сцену опере "Катерина Измайлова"). Сам Шостакович впоследствии много раз говорил своим ученикам: "За музыку к фильмам беритесь только в случае крайней нужды, крайней нужды".

Лев Гумилёв, студент ЛГУ (начало 1930-х гг.)   


Под враждебным нажимом со стороны властей и напирающим гневом трудящихся масс (агрессивно-консервативный, филистерский вкус в культуре был общим для верхов и низов) многим из ленинградской творческой элиты тогда казалось, что пора опускать занавес. Тем более что люди из Большого дома на Литейном (где располагалась штаб-квартира Ленинградского УНКВД) отнюдь не были склонны к шуткам и аллегориям. Участь публично не покаявшихся и не перестроившихся была зачастую трагична.

  Всеволод Мейерхольд


В 1930-х расстреляны ленинградские поэты и писатели: Н. Олейников, Б. Корнилов (написанная им песня к фильму "Встречный": "Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река…" прочно вошла в жизнь людей и существовала вне связи со своим автором - после ареста в 1937 г. имя Корнилова было более 20-ти лет запретом, однако песню на его стихи продолжали исполнять и печатать с пометкой: "слова народные"), Д. Хармс, С. Колбасьев, П. Васнецов, А. Введенский и др. Книги разделяли судьбу своих авторов - их уничтожали или упрятывали в спецхранилища, а владельцы личных библиотек убирали запрещённые издания подальше от неосторожных взглядов.

В 1935 г. вновь арестован Л. Гумилёв (ему грозит расстрел, после пересмотра дела он отправлен в Норильский лагерь. Всего в тюрьмах и лагерях ему суждено провести 14 лет), в 1938 - Н. Заболоцкий (после тюремного заключения, сопровождаемого издевательствами и пытками, его сослали на Дальний Восток, а оттуда на Алтай). 20.06.1939 в своей квартире на Карповке арестован Вс. Мейерхольд. Через день его отправили в Москву, где он будет расстрелян в феврале 1940 г.

Текст подготовила Анна Тирле