Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть V

Горбачёвская "перестройка" открыла клапан в законсервированной пирамиде тоталитарной системы, и зревший внутри вулкан задымил, предваряя извержение начала 1990-х. Как любил тогда выражаться сам лидер СССР: "Процесс пошёл". В культурной сфере следствием этого процесса стало снятие табу с творчества многих талантливых поэтов, литераторов, художников, музыкантов, деятелей театра, кино и реабилитация их добрых имён. Одним из первых был официально возвращен отечественной культуре расстрелянный в 1921 г. Н. Гумилёв. Его произведения не переиздавались в Союзе более 60-ти лет, ещё в 1950-х обвинение в хранении портрета этого "контрреволюционного" автора могло стать причиной лагерного заключения.

К 100-летию со дня рождения Н. Гумилёва (в 1986 г.) в советских журналах и газетах стали появляться его стихи и статьи о нём, в которых, воздавая должное поэтическому таланту Гумилёва, о его расстреле упоминали пока ещё с большой осторожностью. Только в 1990 г. материалы т.н. "дела Гумилёва" из архива КГБ были опубликованы.


Одновременно власти начали пересматривать дела широкого круга жертв сталинского террора, репутация которых находилась под вопросом ещё со времён хрущевской "оттепели". Для Ленинграда это означало, признание полной невиновности по предъявленным некогда обвинениям в "преступлениях" обширных и разнообразных политических групп - "ленинградской оппозиции" Зиновьева и его сторонников, жертв сфабрикованного "дела об убийстве Кирова", замученных и расстрелянных по послевоенному "ленинградскому делу".

Впервые стало возможным открыто говорить о гибели Мандельштама в ГУЛАГе, о физическом уничтожении ленинградских дадаистов из группы ОБЭРИУ и о том, что Зощенко умер в 1958 г. затравленным полубезумным изгоем. Весной 1987 г. был опубликован "Реквием" Ахматовой (почти полвека спустя после его создания). Этот великий текст - поэтическое отпевание всех жертв Большого Террора стал доступным широкому читателю.

001

Однако каждый такой шаг встречал ожесточённое сопротивление партийных ретроградов. Особо упорная борьба завязалась вокруг переоценки деятельности Жданова. Когда схоласты КПСС убедились в невозможности отстоять наследие политики этого партийного идеолога, они скрепя сердце отступились. В итоге в 1988 г. было отменено постановление ЦК от 14.08.1946 ("ждановское"), направленное против Ахматовой и Зощенко, снято позорное клеймо с "Серебряного века". Этот период феноменального культурного расцвета (который Жданов обозвал "самым позорным и бездарным десятилетием в истории русской интеллигенции") вдруг привлёк всеобще восторженное внимание. Впервые "ждановщина" в культуре с её ярлыками и обвинениями в "формализме", "космополитизме" и пр. официально была признана ошибкой. В результате ЛГУ (им. А.А. Жданова) превратился просто в Ленинградский Государственный Университет.


Начиная с середины 1980-х произведения русских символистов, акмеистов и футуристов (саму идею переиздания которых Жданов в своё время считал противоестественной) массовыми тиражами в 100 000 экземпляров хлынули к читателям, вызывая изумление и восхищение. Доступными стали и циркулировавшие до этого лишь в "самиздате" произведения обэриутов - Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского; были переизданы сюрреалистические романы Вагинова и ранние сатирические рассказы Зощенко. В 1989г. в России торжественно отпраздновали 100-летние юбилеи Ахматовой и Мандельштама, что способствовало закреплению репутации этих поэтов, как национальных классиков.


Подобные прогрессивные изменения происходили и в других областях искусства. В частности, в кинематографии выходили в широкий прокат положенные в предыдущие годы "на полку" картины ведущих режиссёров "Ленфильма" того времени: И. Авербаха, А. Германа, А. Сокурова и др. В 1989 г. в репертуаре Кировского (Мариинского) театра впервые появились балеты Баланчина.

Текст подготовила Анна Тирле