Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IV

Резким нападкам подвергаются кинопритчи "фэксов" (Фабрики эксцентрического актёра, созданной в 1922 г.), которые трактовали революцию не с классовых позиций, а как революцию Духа, призванную покончить с социальным неравенством и порожденной им системой унижений (т.е. продолжали в кино петербургскую тему российских гуманитариев). Их фильм "Шинель" (1926), созданный по новаторскому сценарию Ю. Тынянова вызвал травлю критики. "Фэксов" обвиняли в "надругательстве над классикой", в "подражании немецкому экспрессионизму", в "затхлом ретроспективизме" и т п.

70801В своих лентах молодые режиссёры-эксцентрики обычно изображали конфликт революционера-романтика и приспособленца-циника (х/ф: "Чёртово колесо", 1926; "СВД", 1927; "Новый Вавилон", 1929). Во второй половине 1920-х годов, когда под предлогом борьбы с троцкизмом из общественной жизни выдавливали идеалистов-революционеров, изображение этого противостояния было необыкновенно актуальным и знаковым. Однако у власть придержащих были свои представления об исторических событиях, современной действительности и способах их художественного отображения - "фэксов" сочли неактуальными, оторванными от "живой советской действительности", прилепив к ним ярлык политической реакционности.
К исходу 1920-х гг. киномастерская ФЭКС прекратила своё существование, а её основатели Г. Козинцев и Л. Трауберг занялись освоением понятного массам реалистического жанра.

Приход в кинематограф в конце 1920-х гг. звука существенно расширил возможности этого самого массового из искусств. Данное обстоятельство также способствовало усилению контроля со стороны государства, не приемлющего более эстетских экспериментов и поисков. Социальный заказ кино отныне диктовался исключительно компартией в лице тов. Сталина.

ИзображениеПримером выполнения такого заказа стала снятая в 1932 г. на "Ленфильме" режиссерами Ф. Эрмлером и С. Юткевичем (бывшими "фэксами") звуковая кинолента "Встречный" - мастерски сработанный агитпроп, воспевающий достижения советских 5-летних планов. В этом же фильме впервые в советском кино был с нажимом представлен образ инженера-вредителя, пытающегося сорвать выполнение этих славных планов. (Картина, съёмки которой курировал лично Киров, получила 1-ю премию на международном кинофестивале в Венеции. А песня к фильму, написанная Д. Шостаковичем, станет после II-й мировой войны гимном ООН. Автор текста песни ("Нас утро встречает прохладой…"), поэт Б. Корнилов в 1937 г. был расстрелян).
В 1928 г. на экраны вышли фильмы: "Конец Санкт-Петербурга" В. Пудовкина и "Октябрь" С. Эйзенштейна - Г. Александрова. (Кадры из художественного фильма "Октябрь" продолжительное время будут восприниматься зрителями, как реальные события октября 1917 г., запечатлённые хроникой).

Кроме того, Ленинград стал первым городом в СССР, в котором появился звуковой кинотеатр - к/т "Знание" открылся 05.10.1929 на Невском пр., 72 (ныне это кинотеатр "Кристалл-палас").

Кино становится важнейшим из видов советского искусства, которое не только бдительно контролируется, но и щедро финансируется из государственного бюджета.

ИзображениеПомимо развития художественного направления поощряются документальный и научно-популярный жанры: 1932-й считается годом основания Ленинградской студии кинохроники (с 1918 г. это был отдел в составе Петроградского кинокомитета, затем - отдел хроники при Севзапкино, с 1968 г. - Ленинградская студия документальных фильмов); в 1933 г. основана Ленинградская студия научно-популярных фильмов. В 1934 г. Ленинградская киностудия получает своё современное название - "Ленфильм". В том же году режиссёры Г. и С. Васильевы сняли на ней легендарный фильм "Чапаев". 01.11.1934 в кинотеатре "Титан" состоялась его премьера.

 

Текст подготовила Анна Тирле