Глобальные экономические, социальные и др. изменения в стране, в ходе которых СССР в течение одного десятилетия (1928-1938 гг.) изменился до неузнаваемости, превратившись к началу ВОВ в тоталитарное государство, естественным образом наложили характерные черты и на архитектурный облик Ленинграда.
Несмотря на то, что город по-прежнему остро нуждался в дешёвом, удобном, быстро возводимом жилье, конструктивистский стиль, господствовавший в градостроительстве и неплохо справлявшийся доселе с этими задачами, с середины 1930-х гг., сдаёт свои позиции и уступает место неоклассицизму.
Последним приветом, можно сказать апофеозом конструктивизма, стали здания ДК им. Газа на проспекте Стачек (сооружённое по проекту архитекторов Гегелло и Кричевского) и кинотеатра "Гигант" на площади Калинина, рассчитанного на 1 400 мест. (Его открытие состоялось 15.01.1935).
Кинотеатр «Гигант». 1935 г.
Это явление вполне соответствовало духу времени. Неоклассическая манера принимается за образец при постройке самых разнообразных по функциональному назначению объектов. Так, в 1934-1939 гг. архитекторы Н. Митурич и В. Макашев возводят в стиле неоклассицизма здание для театра им. Ленинского комсомола. С использованием мотивов того же стиля архитектором Б. Рубаненко на Невском, 4 выстроена школа. Влияние классики несёт на себе громадный жилой дом на Московском проспекте, 79 (архитекторы: Л. Ильин и А Арнольд) и многие другие постройки этого периода.
Однако стремление к развитию архитектурного наследия в условиях советской действительности не всегда находило гармоничное выражение. Хорошим тоном становятся средства, нарочито демонстрирующие монументальность - дома украшаются неестественно могучими колоннадами и портиками, имитируется крупная кладка, создаются тяжеловесные балюстрады, эффектные фронтоны - короче говоря, в ходу весь арсенал парадного зодчества.
Одним из образцов такой помпезной архитектуры является выстроенное в 1938 г. на Московском проспекте эффектное здание Дома пушнины (арх. Д. Фридман). Стремлением к внешней парадности "грешат" и отдельные дома на площади Революции, проспекте Стачек и в других местах.
Подобные веяния одни специалисты оправдывали, называя это естественной реакцией на предельно лаконичные формы конструктивизма. Другие объясняли тягу к монументализму необходимостью органичного сочетания стиля старого Петербурга с архитектурой новых районов Ленинграда. Рассуждали так: поскольку выдающиеся архитектурные ансамбли старого города формировались дворцами и соборами, крупными общественными зданиями, а в новых районах в основном строились жилые дома, то этим домам для большей архитектурной выразительности следует придать торжественность и пышность. Так, в 1937 г. на Кировского проспекте (Каменноостровском), 69-71 был построен жилой дом для работников Всесоюзного института экспериментальной медицины.
Автор проекта, архитектор Н. Лансере использовал мотивы неоклассицизма, отчего дом удачно вписался в застройку проспекта.
Вместе с тем за первые 2 десятилетия советской власти Ленинград лишился свыше 20-ти памятников монументальной скульптуры, в т.ч.: семи памятников Петру I (основателю города), двух - Александру II (царю-освободителю, отменившему крепостное право), памятника Александру I (победителю Наполеона и основателю Царскосельского лицея). В 1939 г. с площади Восстания (перед Московским вокзалом) был снят памятник Александру III. Его перенесли во двор Русского музея. (Музей принял его на хранение 22.02.1939). Сейчас эта скульптура стоит во дворе Мраморного дворца.