Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Открытие памятника Петру I на Сенатской площади

Один из самых запоминающихся символов Санкт - Петербурга - знаменитый "Медный всадник" - конный памятник Петру I, установленный на площади Декабристов (бывшей Сенатской), которая открывается к Неве.

Памятник основателю Санкт-Петербурга был воздвигнут по повелению Екатерины II. Вначале речь шла об установке уже готовой конной статуи Петра работы Бартоломео-Карло Растрелли (отца знаменитого архитектора). Однако Екатерине статуя не понравилась, ей казалось, что памятник создателю новой могучей империи должен быть более динамичным, сильным, соответствовать характеру Петра.

Для работы над монументом в Санкт-Петербург пригласили талантливого французского скульптора Э.-М. Фальконе. Французский философ Д. Дидро, с которым Екатерина состояла в переписке, дал скульптору самые лестные характеристики. В 1766 году российский посланник в Париже Д.А. Голицын заключил с Фальконе контракт, согласно которому скульптор должен был выполнить эскиз памятника и осуществить его установку. В том же году Фальконе вместе со своей ученицей Мари Анн Колло прибыл в Петербург.

Перед скульптором стояла трудная задача: надо было в первую очередь решить, каким следует изобразить Петра Великого. Мастер не хотел подражать ни классическим древнеримским конным статуям, ни европейским монументам начала 18 века. Он изучил все известные скульптурные, графические и живописные изображения Петра, это дало скульптору возможность добиться портретного сходства с оригиналом. Фальконе много думал и о том, в каком одеянии следует изобразить русского царя. Скульптор рассуждал так: "Если это старый московский кафтан, то он мало подходит к тому, кто объявил войну бородам и кафтанам. Если же одеть Петра в ту одежду, которую он носил, то она не даст возможности передать движение и легкость в большой скульптуре, особенно в конном памятнике. Поэтому костюм Петра - одежда все народов, всех людей, всех времен - одним словом, костюм героический".

Фальконе никак не удавалось сделать голову Петра такой, какой бы ему самому хотелось ее видеть: лицо сильного, вдохновленного человека, при этом обязательно имеющее портретное сходство. Екатерина три раза осматривала модели, которые предлагал ей скульптор, но тоже ни одну не одобрила. Нужного результата смогла добиться ученица Фальконе Мари Коло, выполненная ею модель произвела впечатление на всех.

За свою работу Колло была удостоена пожизненной пенсии и избрана членом Российской академии художеств. Самой художнице в это время не было и двадцати лет, и она стала самым молодым академиком.

Фальконе тщательно обдумывал и композицию памятника. Скульптор решил изобразить, как он сам писал, "лошадь в галопе и на подъеме". Для этого ему пришлось много работать в придворной конюшне, где он сделал множество набросков фигур движущихся и поднимающихся на дыбы лошадей. 

Памятник должен был стать лаконичным и в то же время выразительным, поэтому большое внимание уделялось деталям. Пожалуй, самая выразительная из них - змея, символ скрытого зла. В окончательном варианте памятника всадник топчет змею, это символизировало победу царя над противниками реформ. Кроме того, эта деталь стала необходимым конструктивным элементом памятника - третьей точкой опоры конной статуи. 

Выбор места для установки памятника тоже стал непростым делом, ведь архитектурное окружение памятника должно было усиливать его выразительность. Был объявлен конкурс, в котором победил архитектор Ю, Фельтен: он предложил установить монумент у здания Сената. Фальконе одобрил этот выбор, ведь, кроме того, что площадь перед Сенатом была открыта к Неве, рядом находилось Адмиралтейство, напротив - Васильевский остров - места, связанные с деятельностью Петра.

 Транспортировка «Гром-камня»

Фальконе много размышлял и о постаменте для памятника. Он пришел к выводу, что пьедестал правильной формы не подойдет, нужна большая, внешне необработанная глыба камня, "дикая скала", как говорил сам скульптор. Под Петербургом, около Лахты, нашли огромный камень нужного размера, его даже называли "Гром-камень". Фальконе одобрил выбор. Решение вопроса о том, как доставить эту громадину к месту установки памятника, стало яркой страницей не только в истории создания монумента, но в истории российской техники. Сначала камень немного обработали на месте, очистили от земли. Вырытый монолит был действительно огромным: его первоначальный вес составлял около 1600 тонн. Затем камень при помощи специальных устройств дотащили до Финского залива, поместили на специальную баржу, и на ней необычный груз добрался до Сенатской площади. В честь этого поистине подвига была выпущена памятная медаль с надписью "Дерзновению подобно".

Работа над скульптурой превратилась в сложное производство, потребовала большого количества материалов, мастерских, складов. Сам Фальконе постоянно находился в специальной мастерской недалеко от предполагаемого места установки монумента. Сначала была выполнена малая модель памятника, а в 1770 году - большая гипсовая модель, которую выставили "для всенародного зрелища". Большинству зрителей модель понравилась. Еще через пять лет, в 1775 году началась отливка статуи. Для этого рядом с Сенатской площадью построили литейную мастерскую. Фальконе решил заниматься отливкой сам, даже изучил для этого литейное дело. С Литейного двора перевели "пушечных дел мастер" Хайлова, который стал настоящим помощником скульптора. Во время отливки статуи неожиданно возник пожар, который едва не погубил все труды, однако благодаря именно самоотверженности Хайлова трагедии не случилось. Статую отливали по частям, затем части соединили, залили щели и приступили к чеканке.

Однако скульптор не увидел результатов своей работы: постоянные обвинения, которые в годы пребывания в России он слышал в свой адрес, заставили мастера в 1778 году уехать из страны. Это произошло за четыре года до открытия памятника. Фальконе так и не увидел главного творения своей жизни.

 Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге.  Гравюра 1782 г.

Торжественное открытие монумента было приурочено к столетию вступления Петра на престол и назначено на 7 августа 1782 года. Для торжества разработали специальный сценарий, на Сенатской площади выстроились почти пятнадцать тысяч солдат и офицеров лейб-гвардии. По специальному сигналу щиты, которые закрывали монумент, упали, и зрители увидели бронзовую фигуру Петра, поднявшего на дыбы коня. Ударили пушки из Петропавловской крепости и Адмиралтейства, раздался барабанный бой, войска, стоящие на площади, отдали салют, корабли на Неве подняли флаги. Праздник завершился торжественным военным маршем. 

Екатерина II приказала сделать на гранитной глыбе постамента надпись на латинском языке "Petro Primo - Catharina Secunda" "Петру Первому Екатерина Вторая", подчеркнув этим свое стремление быть преемницей поистине великих дел Петра Великого.

Памятник Петру I на Сенатской площади стал свидетелем многих важных, даже трагических событий столицы. Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник" дала монументу яркое и запоминающееся название.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Каганович А. "Медный всадник". История создания монумента. Л., 1975
2. Вагнер Л.А. "..Вхожу, ваятель, в твою мастерскую". М., 1976