Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Открытие цирка Чинизелли

Первый цирк современного типа появился в Англии в 1772 году. Ее создателем был наездник, владелец школы верховой езды Филипп Астлей, который устраивал конные представления для зрителей. Выступления наездников имели успех, и скоро школу верховой езды преобразовали в "Амфитеатр Астлея". Вслед за Астлеем, который устраивал представления своих наездников и во Франции, все стационарные помещения для подобных выступлений стали называть "амфитеатрами". Первое помещение для представлений с названием "цирк" открыли в Париже братья Франкони: их цирк назывался Олимпийским.

Chinizelli

В России цирковое искусство имеет свою большую историю: еще скоморохи водили по городам и селам дрессированных медведей, показывали различные трюки, а во время ярмарок и гуляний устраивались целые представления.Первые иностранные цирковые артисты приехали в Петербург в конце 18 века, а уже через несколько десятилетий в столице стали строить временные помещения для представлений. Первое такое помещение построили около Симеоновского моста для труппы француза Жака Турниера, цирк получил название Олимпического (в подражание Олимпийскому цирку в Париже).

Представления цирка Турниера сводились в основном к конным номерам, и, несмотря на то, что помещение было неудобным и холодным, выступления труппы имели большой успех. Вслед за цирком Турниера перед петербуржцами выступали труппы Луи Сулье, Александра Гверры, Жюля Лежара, для их выступлений в разных частях города тоже строились временные помещения. В сороковые годы 19 века цирковые выступления в Петербурге стали пользоваться такой популярностью, что их стремились посещать буквально все, газеты и журналы печатали многочисленные отклики на такие представления, причем авторами заметок были, например, И.С. Тургенев и Н. А. Некрасов. При театральном училище в Петербурге даже была открыта цирковая школа.

Несколько позже, в шестидесятых годах 19 века большой успех у петербуржцев имел цирк итальянца Карла Гинне, находившийся у Михайловского манежа. В 1869 году в российскую столицу приехал его родственник Гаэтано Чинизелли со своей семьей, тоже состоящей их цирковых артистов. Вся цирковая семья начала выступать вместе с Гинне, а затем и сам Чинизелли стал во главе цирка. Он сумел приобрести в долгосрочную аренду участок земли у Фонтанки, рядом с Симеоновским мостом, и начал строить там каменный цирк для выступлений. Автором проекта нового здания стал архитектор Василий Кенель.

 Мемориальная доска в фойе здания цирка 

По сути, Кенель построил первое в России специальное стационарное цирковое здание. Архитектора уже знали в Петербурге, и поэтому в одном их журналов в 1875 году сообщалось: "Каменный цирк в С.-Петербурге будет строиться по проекту архитектора В. А. Кенеля - следовательно, можно ожидать вещь порядочную, которая послужит столице нашей истинным украшением". Кенель оправдал надежды: открытый в 1877 году новый цирк понравился петербуржцам. Всех восхищал фасад здания, богато украшенный лепными деталями и скульптурой. Но внутренняя отделка цирка поражала еще больше: зрители в первый раз видели такой огромный купол над центральным амфитеатром здания, богатство же отделки помещений было сравнимо с украшением императорских театров - всюду были зеркала, хрустальные люстры, кресла обили малиновым бархатом. Чинизелли действительно не пожалел денег на отделку своего цирка. Новое здание вмещало 1200 зрителей. 

Торжественное открытие цирка состоялось 26 декабря 1877 года. Для выступления в столицу приглашались лучшие артисты, в основном иностранные, но петербуржцы смогли познакомиться здесь и с русскими цирковыми мастерами. Чинизелли старался, чтобы его цирк всегда лучшим в стране и одним из лучших в Европе. Бывать здесь становилось по-настоящему модным, особенно часто в цирк любили приходить блестящие столичные офицеры, понимавшие толк в лошадях, поэтому основу программы по-прежнему составляли конные номера. Зрители попроще - мелкие чиновники, купцы, приказчики - размещались на ярусах и галерке. 

Цирк Чинизелли. Современная фотография
 

Семья Чинизелли более 40 лет была связана с петербургским цирком. После смерти отца директором стал его старший сын Андреа, а потом средний - Сципионе. По условиям договора участок, где было построено здание цирка, через 50 лет должен был перейти в городскую собственность. Этот момент совпал со сменой политической власти в стране. Цирк перестал принадлежать семье Чинизелли, и его последний директор уехал в Италию. Новым руководителем цирка стал обрусевший итальянец Вильямс Труцци, тоже потомственный представитель одной из цирковых династий, прекрасный наездник, талантливый дрессировщик. Именно его таланту и самоотверженности теперь уже ленинградский цирк был обязан своим возрождением. 

Сегодняшний Петербургский цирк по-прежнему остается достопримечательностью города, его любят взрослые и дети, и здесь всегда можно увидеть выступления лучших цирковых артистов страны.

Текст подготовила Галина Дрегуляс