Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Ледокол Красин в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге находится уникальное судно - ветеран среди ледоколов России - «Красин». Более 100 лет назад над ним подняли Андреевский флаг. "Красин" нес службу около 50 лет в арктических водах, спасал жизни полярников, обеспечивал доставку грузов, пережил Великую Отечественную войну, а теперь нашел свой покой на набережной Лейтенанта Шмидта в качестве уникального музея.

История крейсера

Создание

У ледокола «Красин» несколько дней рождения. Первый из них - момент закладки корабля на верфи «Армстронг, Уитфорд и Ко» в английском городе Ньюкасле. Это произошло в начале 1916 года.

Уже в августе судно спустили на воду, провели некоторые доработки и в октябре включили в состав Военно-Морского Флота Российской империи. Корабль получил имя «Святогор». И этот день можно считать вторым днем рождения.

По итогам испытаний в марте 1917 года капитан корабля К.К. Неупокоев доложил, что судно не слушается руля и отклоняется более чем на 40 градусов от курса. Окончательно ледокол достроили в сентябре 1917 года и отправили нести службу в акватории Северного Ледовитого океана. Несколько десятилетий подряд ледокол оставался крупнейшим в мире.

Подвиги

Первая служба «Святогора» состояла в том, чтобы проводить английские корабли с грузами в Архангельск. Правда, уже в 1918 году, когда Англия предприняла попытки интервенции в России, корабль затопили на мелководье Северной Двины, чтобы не позволить англичанам проникнуть в Архангельск.

Жертва «Святогора» оказалась напрасной - англичане захватили город и расстреляли экипаж затопленного корабля. Но, к счастью, англичанам удалось поднять судно, и в 1920 году интервенты, уходя, увели «Святогора», словно бы рожденного заново, с собой.

В том же 1920 году «Святогор» участвовал в спасении ледокольного парохода «Соловей Будимирович», затертого во льдах. Для этого советское правительство арендовало ледокол у англичан.

В 1922 году ледокол выкупили у Англии. Большую роль в этом сыграл советский дипломат Леонид Борисович Красин, поэтому в 1927 году судно переименовали в его честь, подарив ему еще один день рождения.

С 1923 по 1927 год ледокол освободил из льдов около 30 пароходов.

Триумфальный момент в истории ледокола «Красин» - его участие в спасательной экспедиции Умберто Нобиле в 1928 году. Только «Красин» смог пробиться к погибающей во льдах экспедиции, которая потерпела крушение на дирижабле «Италия», возвращаясь с Северного полюса. Да еще на обратном пути пришел на помощь немецкому судну «Монте Сервантес», получившему пробоины во льдах. За эти подвиги ледокол наградили орденом «Трудового Красного Знамени».

В 30-х годах «Красин» без устали проводил корабли по суровым арктическим широтам. На его борту сложилась настоящая школа полярных моряков, которые не только несли свою нелегкую вахту, но и изучали Арктику, хранившую множество загадок.

Немало подвигов выпало на долюлегендарного ледокола. Он участвовал в спасении парохода «Челюскин», в поисках самолета С.А. Леваневского, который летел вслед за В.П. Чкаловым по маршруту Москва – Америка через Северный полюс.

В годы второй мировой «Кhасин», подвергаясь опасности, проводил по скованным льдами морям караваны кораблей с продуктами и боеприпасами. В составе конвоя PQ-15 экипажу ледокола удалось подбить два из пяти атаковавших его самолетов и чудом сохранить корабль. Из 26 кораблей, вышедших из Рейкьявика в Мурманск, до порта назначения добрались 22, что было хорошим результатом. О величине заслуг «Красина» в годы Великой Отечественной войны, можно судить по тому факту, что Гитлер обещал высшую награду Германии тому, кто сумеет потопить знаменитый ледокол.

После окончания войны «Красин» вернулся к своей непростой работе. В 1960 году его капитально отремонтировали и модернизировали в Германии, что позволило ему продолжить свою службу. В общей сложности легендарный ледокол проработал во льдах 54 года.

В качестве ледокола «Красин» трудился до 1972 года, после чего его реконструировали и передали в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию. Теперь он приобрел статус научно-исследовательского судна и вел разведку нефти и газа в Арктике. Эти изменения подарили ледоколу еще одно рождение. В то же время был построен новый ледокол «Красин» и, чтобы не путаться, научно-исследовательское судно несло службу под именем «Леонид Красин».

В 1989 году стало ясно, что содержание «Красина» не оправдывает себя. Нужно было решать его судьбу. Для спасения уникального исторического объекта создали Общественный фонд, но и это не дало достаточно средств на его содержание. Корабль медленно умирал.

В 1992 году ледокол получил статус памятника истории федерального значения. Начались работы по музеефикации и в 1995 году на борту ледокола открыли первую экспозицию. Это подарило легендарному судну новую музейную жизнь. В 2004 году корабль передали в Музей Мирового океана.

В настоящее время корабль представляет собой уникальный «живой музей». Это единственное судно, принимавшее участие в сражениях Второй мировой войны, которое было преобразовано в музей.

Музей

«Красин» пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петребурге. В его фондах хранятся подлинники чертежей, фотографий, документов не только самого корабля, но и всего ледокольного флота. Музей не только принимает 40 000 посетителей в год, но и является центром научной работы по изучению полярных широт.

Экскурсии

Осмотреть ледокол возможно только вместе с организованной группой. По кораблю проводятся экскурсии для групп от 5 до 15 человек.

Обзорная экскурсия по ледоколу.

Из нее вы узнаете об истории и значении ледокольного флота, о быте и подвигах экипажа «Красина», увидите каюты капитана и офицеров, кают-компанию и капитанский мостик.

«Сердце корабля» - экскурсия в действующее машинное отделение.

На экскурсию приглашаются участники в возрасте от 14 лет (обязательно наличие паспорта или ксерокопии). Количество участников от 3 до 8 человек. Вы познакомитесь с работой паровых машин на примере машинного отделения ледокола.

Практическая информация

Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 23-я линия.

График работы:

  • Ср - Вс: с 11 до 18 часов (касса - до 17 часов).
  • Пн, Вт: выходные.
  • Последняя среда каждого месяца: санитарный день.
  • Обзорные экскурсии проводятся ежедневно каждый час.

Цены:

  • Индивидуальная экскурсия (взрослые, дети после 5 лет, пенсионеры) - 500 рублей
  • В составе организованной группы (по предварительной записи): дети - 200 рублей; взрослые - 400 рублей.
  • В составе сборной группы: взрослые - 400 рублей; дети, пенсионеры - 200 рублей.
  • Фото и видео на любительскую аппаратуру - бесплатно.
  • На корабле проводятся игровые и интерактивные занятия для организованных групп.

Бесплатное посещение музея для следующих категорий:

  • дети до 5 лет;
  • Герои России;
  • Герои Советского Союза;
  • кавалеры орденов Славы;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • военнослужащие срочной службы;
  • ликвидаторы ЧС;
  • сотрудники музеев.

Бесплатно в первую среду каждого месяца экспозицию могут осмотреть:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • участники Великой Отечественной Войны;
  • участники боевых действий.

Льготы предоставляются при наличии документа.

Сайт музея: http://www.krassin.ru/

В заключение следует отметить, что посещение ледокола «Красин» - это своеобразная "машина времени", которая перенесет вас на десятилетия в прошлое легендарного корабля, позволит окунуться в атмосферу ледокольного флота, увидеть подлинные предметы морского обихода. Кроме того, «Красин» до сих пор является действующим судном, и при необходимости он может снова выйти в арктические моря.