Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Стачек проспект

Стачек проспект возник на основе Петергофской дороги, ведущая из Санкт-Петербурга на запад.

Начиналась она от Екатерингофа — усадьбы Екатерины Алексеевны, жены Петра Первого. Ныне там проходит ул. Лифляндская. В18 в. дорогу перенесли на 1 километр восточней. Регулярное движение по ней началось в 1771 г. с появлением суточной почты. Она доставляла за одни сутки корреспонденцию из г. Санкт-Петербурга в Петергоф. Здесь также проходил тракт на Нарву и Ревель (современный Таллинн). Деревянные верстовые столбы-указатели в конце 18. века заменили мраморными пирамидами, оформленными по проекту А. Ринальди. Они указывали количество верст от почтамта. Один из них сохранился до наших дней, увидеть его можно вблизи Детского парка им. 9 Января.

Зеленая красивая местность вдоль тракта активно застраивалась вельможами. К началу 19 в. там было почти 170 усадеб. Иностранцы даже сравнивали красоту дороги с трассой из Парижа в Версаль. С тех времен сохранился дворец Е.Р.Дашковой. Дворец графа К.Е.Сиверса (архитектор Растралли) был возведен в 1761 году и перестроен впоследствии под руководством И.Е. Старова. Сейчас в нем находится ДК «Кировец» (дом № 158).

У начала Петергофской дороги находилось несколько деревенек. Сюда в 1801 г. перевели чугунолитейный завод из Кронштадта. Мужики из деревень стали работать на заводе, который с 1868 г. получил название Путиловского (по имени владельца предприятия). Довольно быстро сюда была проведена железная дорога, связавшая Путиловский с другими заводами, и построен мост.

Проспект Стачек берет начало от площади с таким же названием. Вскоре после революции 1917 г. здесь возник крупный центр с жилыми домами для рабочих-путиловцев. Неподалеку— Кировская площадь и парк им. 9 января, заложенный в день проведения первого коммунистического субботника 1 мая 1920 г. Нынешнее название проспект обрел в 1923 г. В нем увековечена память о событиях трех революций, начало которых было положено в этой рабочей окраине Санкт-Петербурга. В советский период проспект украсили здания, построенные по проектам видных архитекторов — Гегелло, Кричевского, Ильина, Троицкого. В годы войны линия фронта проходила поблизости от территории Кировского завода. В районе ул. Морской пехоты по левой стороне проспекта сохранился дот. В 1951 г. на этом месте установили танк.

Среди интересных зданий — дом №28, построенный в середине 20 в. Каменским и Модзалевским. Трио женщин-архитекторов стали автором проекта домов №№ 32, 34, 36. За архитектурный проект застройки квартала проспекта, расположенного за ул.Зенитчиков, архитекторы В. А. Каменский и Г. Л. Ашрапян получили всесоюзную премию. Первая линия метро, построенная в 1955 г., выходит на проспект Стачек тремя станциями — «Автово», «Нарвская», «Кировский завод». Проспект Стачек за пр-том Маршала Жукова переходит в шоссе Петергофское.