Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Храм Воскресения Христова «Спас на крови»

Храм Воскресения Христова «Спас на крови»

Архитектура первой половины XX века

1 марта 1881 года на месте существующего храма бомбой одного из членов террористического общества «Народная воля» был смертельно ранен император Александр II. Отсюда, кстати, проистекает второе название храма – «Спас на крови». На месте покушения была воздвигнута часовня, а позже решили построить храм-памятник. В конкурсе на лучший архитектурный проект победили архитектор А.А. Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (в миру – И.В. Малышев), в прошлом – студент Академии художеств. Александр III хотел, чтобы храм был возведен на «исконно русских началах». Поэтому авторы проекта взяли за основу зодчество Москвы и Ярославля, используя при этом, прежде всего, композицию храма Василия Блаженного (Покровского собора) на Красной площади в Москве.

Строительство храма велось с 1883 по 1907 года. Примечательно, что примерно столько же лет ушло на реставрацию храма в наши дни. Для того, чтобы место ранения царя было заключено в стены собора, здание храма установили на самом берегу Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова). Для этого построили специальный сплошной фундамент, выдвинув его в русло канала на восемь метров. Наружные стены собора украшены фасонным кирпичом, мраморами «десяти тонов», изразцами (керамической плиткой), мозаикой (изображениями, составленными из отдельных кусочков стекол, камней и т.п.), а также фигурными наличниками и кокошниками (завершение стен в виде заостренной арки).

Девять куполов храма, высота которого составляет восемьдесят один метр, сияют красками цветных эмалей и золотом. Двадцать мемориальных досок на цоколе храма, рассказывают о важнейших событиях царствования Александра II. Фронтоны собора украшены мозаичными панно на евангельские сюжеты, выполненными по эскизам выдающегося мастера В.М. Васнецова.

Такими, например, как «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста» и «Сошествие в ад».Северный фасад здания украшен панно «Воскресение Христово» работы М.В. Нестерова, западный – мозаикой «Распятие Христа (А.А. Парланд), южный – «Христос во славе» (Н.А. Кошелев). На колокольне храма, которая располагается прямо над каналом на специальной площадке, помещены гербы губерний и областей России. Стены колокольни украшают мозаики «Деисус» (В.В. Беляев) и «Богоматерь» (Н.А. Бруни). Деисус – это икона с изображением Спасителя посередине и по сторонам от него молящихся Богородицы и Иоанна Предтечи.

В отделке интерьеров «Спаса на крови» были использованы итальянские мраморы и русские самоцветы: яшма, орлец, горный хрусталь, топазы и другие. На месте смертельного ранения Александра II была установлена сень (навес) с четырьмя колоннами из яшмы, крестом и ажурной кованой решеткой. Богатейшее собрание произведений русского мозаичного искусства, площадью более семи тысяч пятидесяти квадратных метров (!), покрывает стены, своды, столбы церкви, иконостас. Создавалась эта уникальная мозаика в мастерской братьев Фроловых.

Комментарии  

# Светлана 11.03.2017 12:07
Когда я была в Питере, включила для себя Спас на крови в обязательную экскурсионную программу. Убранство собора потрясающее, все эти мозаики оставляют незабываемое впечатление! Сам храм вроде бы не вписывается в архитектурный облик города, но, тем не менее, смотрится очень органично.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать