Крейсер «Аврора» – это военный корабль-легенда, который стал символом истории Российского военно-морского флота, достопримечательностью Санкт-Петербурга и национальным достоянием всего русского народа.
Постройка и испытания
Предпосылки к строительству
В конце XIX века положение России во внешней политике оставалось сложным. Отношения с Англией были натянутыми, нарастала угроза со стороны Германии, усиливала позиции Япония. Учитывая все эти факторы, Российской империи необходимо было наращивать военную мощь.
В 1895 году были внесены изменения в программу корабельного строительства, согласно которым в ближайшие 10 лет должны были быть построены 36 военных кораблей, из них 9 крейсеров, в том числе 3 «карапасных», т. е. бронепалубных. Был разработан проект крейсера, прототипами для которого послужили 2 образца новейшей военно-морской техники: английский крейсер Talbot и французский D'Entrecasteaux.
Начало строительства
Официально строительство всех трех крейсеров типа «Диана» началось одновременно, закладка состоялась 23 мая 1897 года. Но непосредственно к строительству «Авроры» на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство приступили с задержкой.
Уже в конце весны 1900 года состоялся торжественный спуск на воду готового корпуса, мероприятием руководил сам император Николай II. Дальше предстояли работы по установке орудий, главных машин и вспомогательного оборудования.
Интересно, что свое имя «Аврора» получила в честь парусного фрегата, достойно сражавшегося во время Крымской войны при защите Петропавловска-Камчатского.
Трудности и завершающие испытания
Изначально крейсеры типа «Диана» задумывались как серийные, но в ходе строительства приходилось вносить коррективы и изменения, поэтому единообразия всех трех кораблей достигнуть не удалось.
Строительство «Авроры» происходило с задержкой, рабочих рук не хватало, выполнение различными заводами заказов на изготовление тактико-технических элементов не всегда было качественным.
Тем не менее, 14 июня 1903 года были проведены итоговые испытания и уже 16 июня «Аврора» стала полноценной боевой единицей Российского императорского флота. Полная стоимость крейсера составила 6,4 млн. рублей.
Конструкция
Несмотря на то, что конструкция «Авроры» являлась типовой, некоторые конструкторские решения и отдельные технические элементы были в своем роде уникальными.
Корпус
На крейсере имелось 3 палубы: верхняя, батарейная и броневая, последние две были внутренними. Броневую палубу по периметру окружала одна платформа, еще 2 располагались в трюме, в носовой и кормовой частях корабля. Трюм состоял из 13 отсеков, образованных поперечными переборками.
Обшивка и броня
Стальная обшивка корпуса состояла из листов толщиной 10-13 мм. Горизонтальный киль имел 2 слоя: внутренний с толщиной 10-13 мм и наружный – 14-16 мм. Высота вертикального киля составляла 1 м, а толщина – 11 мм. Та часть корпуса, которая находилась в воде была обшита тиковыми досками толщиной 102мм, они тщательно подгонялись между собой и проконопачивались. Поверх досок крепилась медная обшивка толщиной 1 мм.
На броневой палубе поверх стальной обшивки были уложены плиты брони толщиной 38 мм. Такую же толщину имело вертикальное бронирование кожухов дымовых труб, шахт элеваторов и приводов систем управления, которые находились над броневой палубой.
Вооружение
«Аврора» имела в своем арсенале минное, торпедное и артиллерийское вооружение:
- Минное вооружение состояло из 35 сфероконических мин заграждения, которые в случае необходимости устанавливались со шлюпок или катеров корабля.
- Торпедных аппарата было установлено 3 штуки: один выдвижной надводный и два подводных, установленных побортно. Боезапас составлял 8 торпед Уайтхеда калибром 831 мм и дальностью 1500м.
- Основное артиллерийское вооружение состояло из 8 орудий системы Канэ калибром 152 мм. Дальность стрельбы – до 9800м. Общий запас снарядов – 1414 штук.
На корабле имелась система управления артиллерийским огнем, которая позволяла офицеру-артиллеристу управлять всей артиллерией и каждым орудием одновременно. Расстояние до цели измерялось дальномером системы Барра и Струда, закупленным в Англии.
Техническое оснащение
На крейсере было установлено 24 паровых котла, которые располагались в кормовом, носовом и среднем котельных отсеках. Топливо для котлов хранилось в 24 угольных ямах, расположенных в межбортовом пространстве всех трех отсеков. Максимальный запас угля составлял 965т, его могло бы хватить на 4000 миль плавания.
Главными двигателями корабля являлись 3 паровые машины общей мощностью 11600 лошадиных сил. Они могли обеспечить «Авроре» максимальную скорость 19,2 узла. Для конденсации отработанного пара было установлено 3 холодильника.
Экипаж
Вместимость корабля была рассчитана на 570 человек экипажа. Запас продовольствия мог обеспечить 2 месяца непрерывного плавания.
История
Изначально крейсер «Аврора» не отличался выдающимися характеристиками и был типовым судном для своего времени. Но так сложилось, что история его службы стала уникальной и героической.
Русско-японская война
В 1905 году в Цусимском сражении «Аврора» получила свое первое боевое крещение. Положение было критическим. Российский флот терпел поражение, большая часть кораблей была уничтожена. «Авроре» тогда тоже досталось: судно имело серьезные повреждения, капитан и часть экипажа погибли, многие были ранены. Единственным шансом спастись было отступление. Именно такое решение принял адмирал Энквист, и это спасло остатки российской эскадры, в том числе крейсер «Аврору».
После окончания Русско-японской войны Аврора вернулась в Балтийское море и использовалась как учебный корабль. Гардемарины морского корпуса проходили на нем корабельную практику.
Первая Мировая война
В 1914 году Аврора вновь была включена в состав боевых кораблей, но использовалась в основном для дозорной службы в Балтийском море. В это время произошел еще один счастливый случай в судьбе легендарного крейсера. Во время одной из пересменок, когда Аврора встретилась с крейсером «Паллада» для передачи вахты, оба корабля обнаружила германская подводная лодка. Почему-то капитан подлодки выбрал первоначальной целью «Палладу». Выпущенная почти в упор торпеда привела к взрыву порохового склада и почти мгновенно уничтожила судно, но «Авроре» это дало возможность уйти от повторной атаки.
Революция
В 1916 году «Авроре» еще удалось поучаствовать в боевых действиях. Повреждения были значительные, и крейсер вновь стал на ремонт в Петрограде. Во время ремонта члены экипажа и рабочие судостроительного завода много общались и экипажу передались революционные настроения. В ходе свершения Великой Октябрьской революции «Аврора» сыграла свою главную роль. Ночью 7 ноября (25 октября) из носового орудия крейсера по приказу Военно-революционного комитета прогремел тот самый главный выстрел, после которого начался штурм Зимнего дворца.
Вторая Мировая война
Вплоть до 1940 года «Аврора» была учебным судном. А с началом Второй Мировой войны на нее вновь установили орудия и пришвартовали в порту Ораниенбаума, где на протяжении нескольких лет «Аврора» отражала вражеские наступления. В 1944 году корабль в нерабочем состоянии отбуксировали на ремонт.
Спустя четыре года «Аврора» прибыла на вечную стоянку у Петроградской набережной. До 1956 года она служила учебной базой.
Музей
В 1957 году «Аврора» стала филиалом Центрального военно-морского музея. Экскурсии знакомили посетителей с уникальной историей корабля и позволяли воочию прикоснуться к великим событиям минувших дней. В 1967 году по случаю 50-летия Октябрьской революции «Аврора» снова выстрелила из 152-мм бакового орудия ровно в 21 час 45 минут. Позже крейсер был награжден 2- м по значимости в стране Орденом Октябрьской революции.
В конце 70-х годов «Аврора» пришла в аварийное состояние и было решено реконструировать корабль. Работы по реконструкции продолжались 3 года (1984-1987 гг.) и обошлись в 35 млн рублей.
Военный экипаж корабля переформировали в штат из 28 человек гражданского персонала и 3 человек военнослужащих. При этом корабль сохраняет статус военного судна.
Чем интересен крейсер в настоящее время
Легендарная «Аврора» продолжает свою службу в настоящее время уже на культурном поприще. С 1957 года музей посетило более 35 миллионов человек из более чем 170 различных стран мира.
Крейсер интересен тем, что это один из самых старых паровых военных кораблей в мире, которые сохранились до настоящего времени. Кроме того, «Аврора» является реальным участником Октябрьской революции 1917 года.
То самое орудие, которое вошло в историю благодаря одному выстрелу, расположено на верхней палубе корабля. К нему прикреплена мемориальная доска, на фоне которой обычно много желающих сфотографироваться. А еще, именно с этого места открывается потрясающий вид на Неву.
Оказавшись на корабле, можно прогуляться по палубе, зайти в каюты или заказать обзорную экскурсию.
Всего на корабле 3 экспозиции:
- «Российские корабли и техника начала ХХ века»;
- «История крейсера»;
- «Вооружение, боевые посты и радиорубка крейсера».
Невероятно интересно познакомиться с историей корабля, посмотреть, как жили матросы и офицеры. Обязательно стоит спуститься в ту самую легендарную радиорубку, через которую Военно-революционный комитет передавал распоряжения. Через нее было передано и воззвание Ленина «К гражданам России», из которого о победе пролетарской революции узнал весь мир.
Практическая информация
Посетить музей можно самостоятельно или в составе обзорной ознакомительной поездки по Санкт-Петербургу.
Часы работы
Музей работает ежедневно с 11-00 до 18-00.
Обратите внимание, что касса работает только до 17-45.
Выходные дни – понедельник и вторник.
Цены
Стоимость входного билета:
- Граждане иностранных государств: взрослые – 600 рублей с человека, школьники, студенты и пенсионеры – 400 рублей.
- Граждане РФ и стран СНГ: взрослые – 400 рублей с человека, школьники, студенты и пенсионеры – 200 рублей.
Стоимость экскурсионного сопровождения от 400 руб. до 2500руб. с группы в зависимости от языка, количества человек и вида экскурсии.
Адрес и телефон
Уточнить все вопросы о работе музея, а также заказать предварительную экскурсию можно по телефону (812) 303-85-13.
Музей находится по адресу: Санкт-Петербург, причальная стена напротив Нахимовского училища (Петроградская набережная, д.2).
Комментарии