Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Памятник Александру III

Памятник Александру III создан выдающимся скульптором П.П. Трубецким на рубеже XIX – XX веков. Этот памятник, созданный по-существу в эпоху упадка скульптуры, подобно памятнику Н.В. Гоголю в Москве, бесспорно, лучшее произведение монументальной скульптуры в России того времени. Паоло Трубецкой приехал в Россию в конце XIX века в ответ на приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он принял участие в конкурсе на  создание памятника умершему за пять лет до того царю. Победив в конкурсе, Трубецкой приступил к созданию образа.

Трубецкой – скульптор импрессионистического направления и автор многих камерных произведений. В ходе напряженной работы скульптор для того, чтобы добиться не только портретного сходства, но и полноты внутреннего содержания, выполнил четырнадцать различных вариантов памятника. Он должен был справиться и с другой сложной задачей: для монумента была выбрана Знаменская (Восстания) площадь, которая была менее организованной в архитектурном отношении, чем другие площади города. Торжественное открытие памятника состоялось 23 мая 1909 года. Автором гранитного постамента был известный московский зодчий Ф.О. Шехтель. Среди достоинств памятника можно, прежде всего, отметить мощь, незаурядность пластического решения, прекрасно найденный масштаб памятника, разнообразие вызываемых им чувств и мыслей.

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время Великой Отечественной войны едва не был разрушен.

В начале войны сотрудники музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в нее тяжелую бронзовую скульптуру. Пришлось ведрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. В итоге, статуя была все-таки засыпана песком, обшита досками и сверху накрыта бревнами.

Тем не менее, памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Однако, укрытие все-таки выдержало. В 90-е годы XX века памятник Александру III был установлен у Мраморного дворца. В свое время этот монумент вызвал противоречивые оценки современников. Практически сразу разразился скандал, общество раскололось, негодовала реакция. Городской Думе даже пришлось решать вопрос о праве статуи на существование.