Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Варшавский вокзал

Одновременно со строительством Николаевской железнодорожной дороги начались работы по прокладке железнодорожной трассы между Петербургом и Варшавой.

Работы по строительству железной дороги велись под руководством инженера Э.И. Герстфельда. Варшавский вокзал в Петербурге строился по проекту архитектора К.А. Скаржинского. Строительство дороги было приостановлено из-за Крымской войны. Однако спустя пять лет, в 1857 году работы снова возобновились, правда, уже под руководством инженера С.В. Кербедза и архитектора П.О. Сальмановича. Здание Варшавского вокзала было изменено по сравнению с первоначальным проектом. Теперь оно превратилось в большой комплекс с помещениями для различных железно-дорожных служб, жилыми помещениями для служащих, платформами для въезда экипажей пассажиров и т.п. Внешний облик здания был достаточно простым, без особых украшений.

 

В 1858 году открылся первый участок Петербурго-Варшавской железной дороги, который соединил столицу и Гатчину. К 1859 году железнодорожная ветка протянулась до Пскова, а в 1862 году – к Варшаве. С каждым годом железная дорога продвигалась в сторону Европы, и в результате, соединила Петербург не только с Варшавой, но и с другими европейскими городами – Веной, Брюсселем, Берлином и др. Вскоре для того, чтобы увеличить площадь пассажирских и багажных помещений на Варшавском вокзале, пришлось несколько перестроить здание. К нему было также пристроено паровозное депо.

По этой железнодорожной ветке ходили поезда с удобными и красивыми вагонами. Наиболее комфортными были вагоны императорского поезда, где пассажиры могли даже принять ванну. По Варшавской линии ходили также и «семейные» составы, принадлежащие известным российским фамилиям.

В начале XX века на Варшавском вокзале начал взиматься «перронный сбор» - плата за проход на перрон, взимаемая с провожающих. Плата составляла десять копеек с каждого желающего пройти на перрон. Но из-за сильного недовольства людей этим сбором, через несколько лет его отменили.

История Варшавского вокзала неразрывно связана со многими историческими событиями. Недалеко от вокзала, в частности, был убит министр внутренних дел В.К. Плеве. Во время Октябрьской революции в здании вокзала укрывались большевики. В годы Великой Отечественной войны к вокзалу практически вплотную приблизилась фашистская армия. В ходе блокады Ленинграда здания Варшавского вокзала сильно пострадало. Начались работы по реконструкции здания – некоторые помещения пришлось отстраивать практически заново. После завершения всех реставрационных работ в нише главного фасада установили памятник В.И. Ленину работы скульптора Н.В. Томского.

Долгие годы Варшавский вокзал являлся базовым для всех туристических поездов, прибывающих в Петербург из Европы и многих городов России. В настоящее время в здании Варшавского вокзала работает музей железнодорожной техники, здесь также планируется открыть филиал Детской железной дороги и экскурсионные пригородные маршруты.