Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Облик города. Часть I

Сразу после объявления военного положения в Ленинграде вводится светомаскировка и круглосуточное дежурство на зданиях, создаются воздушные заграждения из аэростатов. В первую неделю войны свернуто строительство ленинградского метрополитена и гидроэлектростанций. По мере непредвиденно быстрого приближения вражеских войск к Москве, в Ленинграде (в котором, как и везде поначалу господствовали настроения, что война будет вестись на стороне противника) форсированно начинают производиться архитектурно-строительные работы, которые ведутся в 3-х направлениях:
во-первых, проектируются и строятся всевозможные легкие укрытия и капитальные убежища на случай воздушных налетов и артобстрелов. Для этого наряду со специалистами-строителями задействуют все гражданское население, включая пенсионеров и подростков - люди роют траншеи и щели-укрытия во дворах и скверах, помогают оборудовать в подвалах жилых домов и общественных зданий бомбоубежища. Во-вторых, выполняются натурные обмеры строений-памятников архитектуры и зодчества.

С этой целью формируются специальные обмерные бригады, в которые нельзя было привлекать всех подряд, поскольку зачастую требовалось не только точно замерять фасады и интерьеры, но и вычерчивать, а иногда и зарисовывать некоторые их элементы (например, карнизы). Обмеры проводились на случай гипотетического попадания снаряда или осколков в любое строение великих зодчих, которое было бы сложно, а иногда и невозможно восстановить без заранее сделанных измерений. (Никто и предположить тогда не мог, что такие шедевры архитектурного искусства, как Зимний дворец, Эрмитаж, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Русский музей (Михайловский дворец), а также другие пригородные дворцы и парки - объекты, не представляющие никакого военного значения, фашистская авиация будет бомбить целенаправленно и методично).

В-третьих, осуществляется укрытие жизненно важных объектов города и культурных ценностей. (Деятельность в этом направлении будет вестись вплоть до полного снятия блокады).
В ходе обмерных работ выяснилось, что некоторые архитектурные шедевры вообще не имеют обмеров (Павловский дворец, здания, обрамляющие уникальную улицу Росси и др.), у иных обмеры проведены ненадлежащим образом, третьи начали обмерять едва не перед самой войной, и не успели закончить.

Работы по укрытию памятников и зданий-шедевров, которыми руководит Архитектурно-планировочное управление (АПУ), ведутся в тесном взаимодействии с местным Управлением культуры. По их совместному решению скульптуры-памятники (Медный всадник и др.) оградили деревянными футлярами и засыпали песком.

Конные группы Клодта сняли с постаментов и зарыли в траншеях на территории бывшего Аничкова дворца. В траншеях Летнего сада укрыли здешние мраморные статуи, а также памятник Петру I перед Инженерным замком. А вот памятники А.В. Суворову (на Марсовом поле), Барклаю-де Толли (у Казанского собора), а также матросам миноносца "Стерегущий" (в парке на Кировском проспекте) было решено оставить на своих местах неукрытыми - чтобы вдохновлять современников, как свидетельство ратной славы их предков. (Всю блокаду эти монументы так и простояли на своих "боевых постах").

Текст подготовила Анна Тирле