Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Площадь Восстания

Площадь Восстания (до 1918 года она называлась Знаменская площадь) располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Еще до основания Петербурга здесь проходил Новгородский тракт. В 1718 – 1721 годах от реки Лиги был сооружен Лиговский канал, вода из которого поступала по трубам к фонтанам Летнего сада. Этот канал пересек Невскую першпективу, и в месте его пересечения возвели деревянный мост. В 40-е годы XVIII века в районе будущей площади находился Слоновый двор. После того, как он переехал в Царское Село, его место заняли каретные сараи.

В 1765 году на углу нынешней площади Восстания заложили деревянную церковь Знамения пресвятой Богородицы. В начале XIX века она была заменена каменной с торжественным портиком и пятью куполами. Церковь вскоре дала название площади, соседней улице и мосту через Лиговский канал. В связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Москва архитектором Н.Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план застройки площади.

В плане имелся вокзал и каменное здание напротив него, на другой стороне площади. Это четырехэтажное здание было построено архитектором А.М. Гемилианом для графа Стенбок-Фермора. Здесь были гостиничные номера, зимний сад, проходили балы и концерты. Здание называли «Знаменским вокзалом», а позже – гостиницей «Знаменской», «Северной» и др.

В начале XX века архитектор А.С. Хренов для купца В.И. Соловьева (именно ему тогда принадлежало здание) перестроил гостиницу. Оно стало шестиэтажным, с купольным покрытием в центре, при этом количество номеров выросло до 150, и появился ресторан на 500 мест. Гостиница поменяла название на «Большую Северную». В XX веке гостиница была перестроена еще несколько раз. Ныне она называется гостиница «Октябрьская».

File:IvanSmelov-VOSSTANIYA.jpgЧто касается вокзала, то он был построен в 1844 – 1851 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Непосредственно строительными работами руководил инженер Р.А. Желязевич. Вокзал был назван Николаевским. Он имеет П-образную в плане форму и состоит из главного двухэтажного корпуса и двух боковых помещений. Центральный корпус увенчан двухъярусной башней с часами. В XX веке здание вокзала несколько раз перестраивалось, однако архитектурный облик его главного фасада остался без изменений.

С 1924 года он называется Московским вокзалом. Сегодня Московский вокзал – главный вокзал Санкт-Петербурга. В конце XIX века Лиговский канал был засыпан (деревянный Знаменский мост также разобрали), и на его месте появилась широкая Лиговская улица. В начале XX века рядом с площадью были расположены несколько доходных домов, гостиниц и ресторанов. Так, например, в угловом доме по Невскому проспекту находились гостиница «Эрмитаж», гастроном, хлебопекарня, магазин «Фрукты», «Торговый дом Гер. Брахман и К» и др. А в доме напротив располагались чайный и фруктовый магазины, аптека, красильня, гастроном и магазин «Часы, запонки, серебро. Николай Линден».

В 1907 году появилась постоянная трамвайная линия от вокзала по Невскому проспекту к Адмиралтейству. А спустя два года на Знаменской площади был установлен бронзовый конный памятник императору Александру III работы скульптора П.П. Трубецкого. Автор работал над монументом в течение восьми лет и подготовил 14 различных вариантов, причем два из них – в натуральную величину. На постаменте памятника по распоряжению Николая II сделали надпись – «Любящий сын – возлюбленному отцу». В 1937 году монумент был перенесен с площади во двор Государственного русского музея (ныне он находится у входа в Мраморный дворец). В 1940 году была снесена Знаменская церковь, и на ее месте в 1955 году построили наземный павильон станции «Площадь Восстания». К 40-летию Победы над фашистской Германией в 1985 году в центре площади установили обелиск «Городу-герою Ленинграду».