Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Строительство метрополитена. Плывуны

История строительства Петербургского, а тогда Ленинградского метрополитена полна героических и драматических страниц. Геологическая ситуация в недрах Санкт-Петербурга, как и предполагалось, оказалась едва ли не самой сложной в мире. Прокладка линий метро требовала максимального напряжения инженерно-конструкторской мысли.

Печально известна ситуация со строительством и дальнейшей эксплуатацией туннелей между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Трасса проходила через русло подземной реки. Неустойчивый грунт, как обычно делается в таких случаях, заморозили фреоном до температуры -12 градусов и продолжили строительство. Причем, для экономии хладагента, перегонные тоннели разместили не параллельно, а друг над другом.

Вскоре в нижний тоннель произошел массовый выброс песчановодяной смеси и в течение нескольких часов участок до станции «Лесная» был полностью затоплен. С большим трудом удалось эвакуировать рабочих с места аварии. Для локализации прорыва пришлось возвести трехметровые бетонные пробки и изолировать тоннели от станции «Лесная».

Сразу встал вопрос о вариантах продолжения строительства. Приближалась дата завершения пятилетки и открытия 25 съезда КПСС. Это повлияло на принятие решения продолжить использование существующих тоннелей, усилив замораживание прилегающего грунта с помощью жидкого азота. Под землю закачали более 8 тысяч тонн сжиженного газа. Это позволило очистить тоннели и достроить перегон. В зоне плывуна установили дополнительную мощную гидроизоляцию. Движение на участке «Площадь Мужества» - «Лесная» было открыто в 1975 году с опозданием от плана на 2,5 года.

На протяжении 20 лет перегон функционировал в обстановке постоянного проседания тоннелей, подтекания грунтовых вод. Гидроизоляция не справлялась, внешний грунт оказывал давление на стенки тоннелей, проходящих на глубине до 110 метров огромное давление.

В 1995 году  ситуация резко ухудшилась. В декабре мощный плывун прорвал стену нижнего тоннеля. Оба тоннеля были затоплены, с обоих концов перегона возвели бетонные щиты, движение поездов прекратилось. Поезда метро стали курсировать по разделенным веткам от «Площади Ленина» до «Лесной» и от «Площади Мужества» до «Девяткино». Между станциями «Лесная» и «Площадь мужества» организовали бесплатный автобусный маршрут №80. В перевозку пассажиров включились множество маршрутных такси.

После консервации перегона был проведен конкурс на лучший способ решения проблемы, а затем тендер на его реализацию. Конкурс выиграл АО «Ленметрогипротранс», а подрядчиком стал итальяно-шведский консорциум «Impregilo S.p.A.», ранее проходивший подобный плывун в Париже. Новые тоннели проложили на 20 метров выше и на удалении в 240 метров от старых.

Для проходки был использован тоннелепроходческий щит производства австрийской компании «Voest Alpine», рассчитанный на работу в условиях горного давления до 8 атмосфер, с красивым именем Виктория. Для внешней обделки использовались универсальные кольца внутренним диаметром 6.4 метра и шириной 1.40 метра, соединенные между собой коническими стержнями из прочного пластика. Для дополнительной гидроизоляции боковые поверхности блоков уплотнялись двумя слоями резиновых прокладок с гидрофильным вкладышем, расширяющимся при контакте с водой.

Проходка первого тоннеля была завершена в мае, было уложено 565 колец, а второго в ноябре 2003 года и было установлено 555 колец. Можно сказать, что каждый тоннель представляет собой своеобразную гусеницу из бетонных колец с резиновыми уплотнениями.

В июне 2004 года по новому перегону прошел первый поезд. Итальянцы установили срок службы тоннелей не менее 100 лет и дали 20-летнюю гарантию, что не намного дольше срока действия старых тоннелей . Как поведут себя «гибкие» тоннели в условиях высокой динамической нагрузки при движении поездов покажет будущее.

На восстановление движения ушло 8,5 лет и 141 миллион долларов США. Ликвидация размыва отняла значительные ресурсы федерального и городского бюджета и на несколько лет затормозила развитие Петербургского метрополитена.


Защитный код
Обновить