Санкт-Петербург

www.opeterburge.ru

Всё, что нужно знать о Петербурге

Нижне-Лебяжий мост

По набережной реки Мойки находится Нижне-Лебяжий мост, известный ранее под названием 1-й Царицынский, от располагавшегося по соседству Царицына луга, пересекающий устье Лебяжьего канала (или Лебяжью канавку), от которого и ведет свое название.

1nizhne lebyazhij most

Ранее, в 1720-1733 годах в этом районе существовал деревянный подъемный мост, сооруженный по проекту инженера X. ван Болеса, который к 1760-м годам уступил свое место новой балочной переправе. И только в 1835-1837 годах здесь был возведен Нижне-Лебяжий мост, выполненный по проекту инженеров П.П.Базена, А.Д.Готмана и А.И.Ремезова.

Нужно отметить, что Нижне-Лебяжий мост входит в число тех петербургских мостовых строений, которые неоднократно подвергались перестройкам и реконструкциям, в процессе чего их внешний облик и конструктивная схема существенно изменялись. Однако Нижне-Лебяжий мост в этом смысле можно считать рекордсменом, ведь ни одному из каменных мостов Петербурга не привелось пережить столько переделок, как ему.

2nizhne lebyazhij most

Изначально деревянный Нижне-Лебяжий мост находился на том месте, где сейчас можно наблюдать каменную подпорную стенку, расположенную в периметре Летнего сада. Когда именно эту переправу перенесли к устью Лебяжьей канавки, история умалчивает. Зато можно заглянуть в обмерный чертеж, составленный поручиком Барановым 1-м, в сентябре 1835 года, и увидеть, что представляла собой конструктивная схема интересующего нас моста, и каков был его внешний облик.

Так вот, в 1835 году Нижне-Лебяжий мост был инженерным строением на свайном основании, балочной системы, с деревянной, раскрашенной «под камень», дощатой обшивкой пролетного строения и его опор. Интересно, что подобное декоративное оформление мостов, довольно часто встречалось в петербургской практике мостостроения первой половины 18-го столетия. Благодаря этому художественному приему, Нижне-Лебяжий мост отдаленно напоминал однопролетную переправу арочного типа, имеющую пологий свод и деревянные перила.

Lebjazhy kanal 2 Nizhne Lebjazhy 3 24 07 2005

Известно, что при планировании строительства  Нижне-Лебяжьего моста, изначально предполагалось сооружение чугунного арочного моста, но, по каким то неизвестным причинам, этот вариант был отклонен. Тогда известный мостостроитель П.П. Базен представил свой проект каменного однопролетного моста, имеющего глухие парапеты и пологую арку, переброшенную через береговые каменные устои. Кстати, устои предусматривалось облицевать, как и положено, гранитными плитами правильной резки. Освещение моста должно было осуществляться фонарями на чугунных торшерах, в форме перекрещенных и связанных посередине пик, подобно торшерам, установленным на 1-м Инженерном мосте. Так же планировалось сделать фигурные кронштейны, служащие основанием для выносных пешеходных тротуар.

Неизвестно почему, но в апреле 1835 года, этот проект не удовлетворил Комиссию по рассмотрению проектов и смет. Однако аналогичный вариант строительства Нижне-Лебяжьего моста, представленный в сентябре того же года А.Д. Готманом, был, к удивлению, одобрен, видимо потому, что в нем Готман учел замечания, сделанные Комиссией при рассмотрении базеновского проекта.

Таким образом, строительство Нижне-Лебяжьего моста, которое необходимо было осуществить для окончания Обводного канала, началось в июле 1836 года, и было окончено подозрительно быстро, всего через шесть месяцев с момента начала строительных работ. Естественно, такая поспешность в возведении переправы не могла не сказаться на ее прочности. И действительно, как только произошло снятие кружал, сооруженный под руководством инженер-майора Резимона кирпичный свод моста тут же дал усадку. С годами этот строительный дефект увеличивался, и к 1842 году достиг величины, превышающей в некоторых местах 22 сантиметра, от чего обнажились швы в ключе гранитных арок. Устранить эти неожиданные и досадные деформации предполагалось при помощи медных клиньев, забитых в раскрывшиеся швы, что и было сделано в 1843 году инженер-полковником Прескоттом. Однако это не возымело должного действия, так как уже через три года, в 1846 году, медные клинья вылетели из своих гнезд, а кирпичный свод еще больше деформировался, после чего и вовсе стал крошиться. Отдельные кирпичи стали выпадать из свода, даже от легкого касания рукой, отчего представили реальную угрозу для безопасной эксплуатации. Из-за этого было решено перестроить Нижне-Лебяжий мост, сделав его кирпичный свод коробового очертания.

В марте 1847 года Комиссии был представлен проект перестройки этой переправы. К сожалению, автор этого проекта остается неизвестным, так как разработанные им чертежи сохранились до нашего времени в поврежденном состоянии. Конструктивная схема предлагаемого моста не имела существенных отличий от схемы его неудачливого предшественника. Это был тот же однопролетный арочный мост, одетый в гранит, с металлическими, почти прозрачными перилами простого рисунка. Представленный проект бал рассмотрен Комиссией проектов и смет и был оценен как «...вполне удовлетворительным и цели своей соответствующим...». Но ни этому, ни другому проекту, разработанному в августе 1841архитекторами Федотовым и Краснопевковым, так и не суждено было претвориться в жизнь.

Нижне-Лебяжий мост, тем не менее был перестроен, но автор проекта, по которому осуществлялась реконструкция, и когда это было сделано, остается неизвестным. Лишь при помощи инвентарной описи, сделанной 1880 году, мы можем судить о том, каким был перестроенный  Нижне-Лебяжий мост. Его пролетное строение состояло из параболического кирпичного свода, облицованного гранитом, тротуары ограждались с внутренней стороны булыжником и гранитными столбиками, перила были сделаны из чугунных секций, расположенных между тумбами четырехгранной формы, а деревянные торцы составляли проезжую часть.

Однако, уже в начале 20-го столетия Нижне-Лебяжий мост вновь пришел в неудовлетворительное, и даже угрожающее техническое состояние. В связи с этим, в 1907 году был составлен проект его очередной реконструкции, по которому предполагалось сделать мост однопролетным, железобетонным, с каркасом из металлических ферм. Но, ни этот проект, ни другие, выполненные в 1908, 1912, 1915, и 1919 годах так и не осуществились на практике. А между тем, мост продолжал потихоньку разрушаться. Лишь одному проекту, созданному уже в апреле 1925 года инженерами Б.Д. Васильевым и А.Л. Соларевым, удалось притвориться в жизнь.

Реконструированный Нижне-Лебяжий мост стал однопролетным сооружением с железобетонным сводом, имеющим коробовое очертание, и рассчитанным как упругая арка. Каркас свода образуют стальные продольные стержни, диаметром в 20 мм, связанные понизу и поверху стальными поперечными прутьями. Длина моста составила 23,9 метра, а ширина – 19,9 метров. Фасады переправы облицованы гранитом, а ее устои и перильные ограждения, представляющие на малую историческую ценность, к счастью, остались неизмененными. К слову сказать, перила Нижне-Лебяжьего моста заслуживают особого внимания, так как отличаются изысканностью и красотой. Рисунок ограды данного мостового сооружения идентичен решетке Садового моста, который в свою очередь во многом схож с орнаментом, украшавшим нижнюю часть ворот Михайловского дворца, выполненного по проекту Росси. От этого, рисунок оград Содового и Нижне-Лебяжьего мостов так же приписывают к творениям этого гения.

Последний капитальный ремонт Нижне-Лебяжьего моста был проведен совсем недавно – начавшись в 2001 году, ремонтные работы были полностью завершены к маю 2002 года. В процессе реставрации этого красивейшего сооружения работниками ЗАО РПНЦ «Специалист» было осуществлено переустройство его гидроизоляции, а так же отреставрированы перильные ограждения. Помимо этого на проезжую часть моста уложили асфальтобетонное покрытие, а тротуары вымостили гранитом. После проделанной работы, строители заверили, что отреставрированный мост беспрепятственно прослужит еще как минимум 50 лет. В завершении нельзя не отметить, что обновление Нижне-Лебяжьего моста имеет большое значение в сохранении исторического облика этого уникального уголка Санкт-Петербурга.